|
|
N°150, 23 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парамоцарты
Youtube объявил победителей композиторского соревнования
Композиторский конкурс Youtube назвал имена лауреатов точно в срок и в отличие от ситуации с финалистами благополучно избежал как процедурных сбоев, так и скандальности в выборе. Голосом председателя профессионального жюри дирижера Теодора Курентзиса сайт конкурса сообщает о решении не присуждать первую премию. Первое место должно занимать произведение, которое «изменяет акцент своего времени, является флагманом целого направления, как это было с Моцартом, Бетховеном, Шостаковичем. В этот раз мы такого не нашли. Но каждому понятно, что гениальные произведения рождаются не каждый день». Курентзис замечает, что «жюри предъявляло очень высокие требования к сочинениям-конкурсантам, поэтому победители занимают достойное место в ряду современных композиторов».
Таким образом, еще до того, как познакомиться с именами победителей и названиями выигравших партитур, слушатель узнает -- в призовом перечне нет ни нового Моцарта, ни современного Бетховена, ни даже хотя бы Шостаковича.
Ничто из нижеперечисленного не меняет акцента своего времени. И хотя композитор Владимир Горлинский (студент профессора Владимира Тарнопольского) вполне очевидным образом как раз является флагманом целого направления (объединение «Пластика звука» активно выступает и ясно формулирует свои позиции), статус этого направления конкурсом не оценен как существенный.
Тем не менее композиция Горлинского Paramusic заняла второе место, разделив его с дипломной партитурой Натальи Прокопенко «Архэ» -- «о процессе творчества как таковом, о создании гармонии из хаоса и целого из набора элементов».
Оба премированных опуса выглядят качественными профессиональными работами, причем Горлинский («сочинение сложное, тут каждый из оркестрантов в какой-то момент оказывается солистом») очень узнаваем в своей архаически чистосердечной модернистской исступленности.
Третье место заняла композиция «Вечер в степи», на четвертой строчке списка -- приз зрительских симпатий, пьеса «Зимние колокола». Несмотря на родственный стиль заголовков, составляющих своего рода антитезу первым двум названиям, между сочинениями и принципами, исповедуемыми их авторами (Кириллом Уманским и Полиной Назайкинской соответственно), огромная пропасть.
«Зимние колокола» студентки Йельского университета Назайкинской -- единственная пьеса в списке победителей, у которой есть вот прямо мелодия в традиционном понимании. И то, что поэтичная ретропоэма нашла путь к сердцу интернет-публики, закономерно -- пейзажи на уличных художественный ярмарках раскупаются всегда лучше, чем абстракция, даже хорошая и даже с каким-нибудь поэтичным названием.
Словом, список победителей выглядит гармонично (он, кстати, был практически в точности предсказан в блоге композитора Бориса Филановского) и без извинений за отсутствие новых Моцартов вполне мог бы и обойтись. Зачем давать публике повод считать, что она так сильно любит современную музыку, что заслужила Моцартов? Или: что ее желание и впрямь послушать Бетховена на современном композиторском конкурсе заслуживает серьезного внимания не только узкопрофессионального, но и всего художественного сообщества?
Теперь музыку победителей московская публика сможет услышать вживую на концерте 9 сентября в Зале Чайковского. Дирижировать будет сам председатель Курентзис. Играть -- тот же Российский национальный оркестр, который с большим или меньшим успехом, ругаясь в блогах и удивляясь современной музыке в процессе ее исполнения, в целом осилил огромную работу по студийному озвучиванию большинства участвовавших в финале сочинений.
Юлия БЕДЕРОВА