В субботу завершился трехдневный визит Дмитрия Медведева в Армению. В Ереване президент России провел переговоры со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном, а также принял участие в неформальном саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В итоге Россия фактически взяла на себя обязательства защищать Армению от любой внешней агрессии, а лидеры государств ОДКБ обсуждали изменения в устав организации, которые позволят ей оперативно реагировать на политические потрясения внутри стран-участниц, подобные тем, что случились в Киргизии.
Несмотря на то что Армения считается одним из ближайших союзников России на постсоветском пространстве, а главы государств регулярно проводят встречи (лишь в этом году они виделись уже восемь раз), нынешняя поездка г-на Медведева стала первым государственным визитом российского президента в Армению. А именно государственный визит является высшей формой межгосударственных контактов в дипломатическом протоколе.
Вояж в Армению г-н Медведев начал с традиционного для такого рода визитов возложения венков к мемориалу "Цицернакаберд", возведенному в память жертв турецкого геноцида армян 1915 года. После этого армянский лидер организовал своему российскому коллеге и его супруге мини-экскурсию по вечернему Еревану. Главы государств прогулялись по центру города и выпили коньяка в одном из местных кафе.
На следующий день президенты приступили к официальной части визита. Итогом их двусторонних переговоров стало подписание пакета из пяти соглашений. Среди них договоры о реадмиссии, взаимном учреждении торговых представительств, строительстве новых энергоблоков Армянской АЭС, меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и минобороны Армении по вопросам сотрудничества в области создания на территории Армении сертифицированных сервисных центров и СП по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники.
Но главным итогом двусторонних переговоров стало подписание протокола №5, вносящего изменения в договор между Россией и Арменией о пребывании сохранившей свой номер с советских времен 102-й российской
военной базы на территории этой кавказской республики. Согласно этому документу военнослужащие РФ останутся в Гюмри как минимум до 2044 года. Причем все это время арендовать базу Москва будет бесплатно. Но, что еще важнее, протокол №5 расширяет сферу ответственности российских военных. "Раньше функционирование базы ограничивалось внешними границами бывшего СССР, -- сообщил г-н Саргсян. -- А теперь это ограничение извлечено из текста соглашения".
Иными словами, если Армения окажется в состоянии войны с одной из постсоветских республик, Россия обязана будет ей помочь. Это особенно важно, если учесть, что отношения Армении и Азербайджана остаются крайне напряженными из-за неурегулированности вопроса о статусе Нагорного Карабаха.
Комментируя новое соглашение, г-н Медведев заявил, что "для России очень важно, чтобы в регионе был мир". Также он напомнил, что Москва и Ереван являются партнерами по ОДКБ и, стало быть, имеют союзнические обязательства. "Мы к этим обязательствам относимся серьезно", -- подчеркнул глава российского государства.
Упоминание ОДКБ было не случайным -- после окончания совместной пресс-конференции главы России и Армении отправились на встречу со своими коллегами, прибывшими на саммит этой организации. Надо заметить, что встреча носила неформальный характер, к тому же на ней отсутствовал заболевший президент Узбекистана Ислам Каримов. Подписание каких-либо документов по итогам саммита изначально не планировалось.
При этом до начала саммита сохранялась главная интрига -- примет ли в нем участие Александр Лукашенко. Дело в том, что встреча совпала по времени с очередным обострением российско-белорусских отношений. Это давало повод предположить, что батька решится на демарш. Тем более что прецедент уже был создан -- прошлым летом, когда между Москвой и Минском шла молочная война, президент Белоруссии проигнорировал саммит ОДКБ. Однако на этот раз ничего подобного не произошло. Как выяснилось, г-н Лукашенко прилетел в Ереван даже раньше российского лидера.
Заранее было известно, что основной темой встречи президентов России, Армении, Таджикистана, Белоруссии, Киргизии и Казахстана станет ситуация в Киргизии, где весной этого года в результате переворота сменилась власть, что в конечном счете повлекло за собой серию беспорядков и погромов, включая катастрофу в Оше. "На повестке дня сегодня два основных вопроса для неформальных консультаций о предпринимаемых и планируемых ОДКБ мерах по содействию стабилизации обстановки в Киргизии и по формированию в рамках ОДКБ эффективной системы кризисного реагирования... Нужно обсудить и дату проведения в Москве очередной сессии ОДКБ", -- сказал, открывая встречу, г-н Медведев.
Видимо, переговоры получились непростыми, поскольку заняли значительно больше времени, чем предполагалась. Это отметил и сам президент России на заключительной пресс-конференции. Подводя итоги, он сообщил, что устав ОДКБ будет изменен так, чтобы у организации появилась возможность своевременно реагировать, если где-то повторится ситуация, схожая с той, что возникла после переворота в Бишкеке. "Уроки событий в Киргизии подталкивают нас к тому, чтобы сделать механизм более эффективным. Что для этого требуется? Требуется воля государств. Сегодня эта воля была проявлена. Мы договорились, что к декабрю будут подготовлены предложения по изменению уставных документов ОДКБ, которые служат основой для нашей деятельности в регионе", -- сообщил г-н Медведев. При этом он пояснил, что при подготовке данных поправок будет учтен опыт, накопленный такими организациями, как НАТО, ООН и ЕС.
Однако более неожиданными стали слова российского лидера о том, что в декабре к Александру Лукашенко перейдет председательство в ОДКБ. "Президент Белоруссии выразил готовность принять его. Нас это очень радует", -- сказал г-н Медведев. Надо отметить, что возглавить ОДКБ Белоруссия должна была еще в июне прошлого года. Но тогда батька демонстративно от этого отказался из-за очередного конфликта с Россией. В августе того же года на неформальном саммите в Киргизии он все же пообещал в течение пары месяцев принять председательство в ОДКБ, но слово свое тогда так и не сдержал.