|
|
N°146, 17 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомный бунт
Германские энергоконцерны угрожают правительству
Атомное лобби в Германии перешло в наступление на федеральные власти. Вчера стало известно, что главы четырех владеющих атомными электростанциями энергетических концернов -- E.ON, RWE, Vattenfall и EnBW -- пообещали прекратить работу всех энергоблоков в стране в том случае, если коалиционное правительство Ангелы Меркель добьется введения нового налога на атомную энергетику. Совместное интервью руководителей энергоконцернов, впервые объединившихся против финансового давления на них со стороны правительства, опубликовал крупнейший немецкий таблоид Bild.
«Если ядерные электростанции будут отключены, то придется заменять их другим типом производства, что будет существенно дороже, -- отметил шеф RWE Юрген Гроссман. -- Это взвинтит цены». Вчера же вечером на заявления энергетиков отреагировала Ангела Меркель. Ее слова передал пресс-секретарь правительства Штеффен Зайберт: "В то время когда ведутся переговоры, никакие жесты угроз, направленные вовне, не могут быть полезными".
Спор между правительством и ведущими энергокомпаниями (в Германии эта отрасль целиком находится в частной собственности) идет о так называемом налоге на топливные элементы АЭС. Власти рассчитывают, что атомщики должны идти им навстречу, ведь планируется существенно продлить срок действия АЭС или даже полностью отказаться от прежних решений, принятых правительством во главе с социал-демократом Герхардом Шредером, о полном выходе из атомной энергетики в течение 32 лет (этот закон был подписан 26 апреля 2002 года).
Христианский демократ Ангела Меркель считает отказ от ядерной энергетики неоправданным, но предполагает обложить энергетиков-атомщиков солидным оброком. Если властям удастся осуществить свои идеи, компаниям ядерной энергетики придется отчислять государству ежегодно около 2,3 млрд евро в виде нового налога. Таким образом, полагают в правительстве, часть миллиардных прибылей энергетиков, которые они получат за счет сохранения атомных станций, будет направлена на консолидацию госбюджета.
Боссы энергоконцернов Йоханнес Тайссен (E.ON), Юрген Гроссман (RWE), Туомо Хатакка (Vattenfall) и Ханс Петер Виллис (EnBW) считают идею введения нового налога на атомные станции «для латания бюджетных дыр» неприемлемой. Представители E.ON и RWE заявили правительству, что в таких условиях эксплуатация многочисленных атомных энергоблоков становится для их предприятий попросту нерентабельной, и пригрозили преждевременным отключением АЭС. В настоящее время концерны ведут переговоры со статс-секретарем минфина Вернером Гратцером о замене планируемого налога на согласованные денежные суммы. Однако до сих пор подобные предложения индустрии правительство отклоняло.
Четыре немецких энергоконцерна эксплуатируют 12 атомных электростанций. Девять из них принадлежат E.ON, крупнейшему в мире энергоконцерну, находящемуся в частной собственности. Две из них, в Вюргассене и Штаде, были остановлены в 1997 и 2002 годах соответственно. В шести АЭС энергогигант из Дюссельдорфа владеет контрольными пакетами акций, в трех других является миноритарным акционером совместно со своими конкурентами RWE, Vattenfall и локальными энергопредприятиями. Следующим по значимости в Германии производителем атомного электричества является эссенский концерн RWE -- он владеет тремя атомными станциями, в том числе АЭС Biblis. Концерн EnBW производит электроэнергию на АЭС в Филиппсбурге и Неккарвестхайме, а третья станция была окончательно отключена в 2005 году. У шведского Vattenfall лишь две АЭС. Пару лет назад защитники окружающей среды из Greenpeace в одном из своих исследований доказали, что этот концерн наносит самый большой вред окружающей среде в Германии.
Инициатором бунта против планов правительства ввести новый налог стал E.ON. На прошлой неделе в ходе телефонной конференции г-н Тайссен предупредил берлинскую коалицию, что налог создаст предприятию «дополнительную нагрузку», которая сделает «экономически невозможной» дальнейшую эксплуатацию АЭС. «Невозможно себе представить, чтобы правительство, выступая за продление срока эксплуатации атомных станций, в итоге получило ситуацию, которая ведет к его сокращению, -- заявил он. -- Просто какая-то запоздалая шутка истории». Топ-менеджер обратил внимание политиков, что ежегодная оперативная прибыль E.ON в таком случае может сократиться приблизительно на 1,3 млрд евро, до 1,5 млрд. Кроме того, он убежден, что называемая сейчас сумма налога 2,3 млрд евро вырастет до 3,5 млрд. В промежуточном отчете для акционеров г-н Тайссен упрекнул правительство в «отсутствии ориентиров», подчеркнув, что спустя десять месяцев после заключения коалиционного договора между христианскими демократами и свободными демократами в Германии «отсутствует ясность о будущем энергополитическом курсе».
Юрий ШПАКОВ, Берлин