|
|
N°145, 16 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кошмар из топора
Очередной концерт Apocalyptica в Москве: новые песни с вокалистом
В 1996 году вышел альбом финской группы Apocalyptica, содержание которого исчерпывалось названием Plays Metallica by Four Cellos («Играют песни группы Metallica на четырех виолончелях»). Таким образом молодой виолончелист Эйкка Топпинен и трое его друзей, отягощенные классическим музыкальным образованием и опытом работы в симфоническом оркестре, оказались новаторами и первооткрывателями многого, что потом стало клише. Например, когда берется современная музыка и «старится» -- как будто она не современная, а придумана, скажем, годах в двадцатых. В версии Apocalyptica получается, что мелодии американского трэш-метал были придуманы где-то между Вивальди и Моцартом.
Сейчас полно таких проектов. Их можно назвать трансжанровыми трибьютами -- звезды одного жанра переигрывают произведения звезд другого. Например, блюзмены переделывают The Beatles под блюз, электронщики экспериментируют с джазом, джазмены играют Pink Floyd, а трэш-металлисты -- задорные кантри-мелодии. Но это сейчас. Тогда, почти полтора десятка лет назад, ничего подобного почти не было. Единственным струнным квартетом, покусившимся на рок-музыку, был Kronos Quartet, записавший, по-моему, совершенно невразумительную версию Purple Haze Джимми Хендрикса (на том их альбоме есть произведения поинтереснее). Но это неважно. К тому же сам Эйкка Топпинен говорил автору этих строк, что Kronos он особенно никогда не слушал и ничему у них не научился, потому что вообще современную академическую музыку не любит.
Третий момент. К середине 90-х, после выхода мегаселлера «Черного альбома» Metallica из культовой группы, шумного андеграунда для рассерженных подростков, превратилась в одну из настоящих мировых звезд. Их мелодии, причем не только смурные «медляки», были у всех на ушах. Топпинен со товарищи, таким образом, нащупали самый нерв конъюнктуры и удивили мир немыслимо. Оказалось, что безумный «метал» можно играть на таком благородном нежном инструменте, как виолончель, и все от этого только выигрывают: и «метал», и виолончель.
На самом деле тут нет противоречия: рок-музыка -- жанр, по сути, довольно консервативный и правильный. Это в основном (если не брать арт-, прог- и экспериментальные направления) музыка простая, тональная, правильная, и вообще говоря, более традиционная и классичная, чем все современные композиторы вместе взятые. Весь шоковый арсенал рока заключается в быстрых ритмах и громком искаженном звуке. Вот и все.
Через пару лет Apocalyptica попали в заложники собственной «фишки», которая оказалась прекрасным тонким анекдотом, который решительно невозможно рассказывать два раза. Второй альбом группы содержал уже произведения Sepultura и Faith No More, а альбом Cult -- почти исключительно авторский материал. В то же время виолончелисты-металлисты заняли своеобразную нишу «струнной секции современного металла», начав сотрудничать с рок-группами и рок-вокалистами (компатриотами H.I.M., The Rasmus, Тилем Линдеманном из Rammstein или фронтменом заокеанских Slipknot). На сайте сказано, что одна из новых песен, I Don't Care, записанная с вокалистом группы Three Days Grace Адамом Гонтье, обеспечила группе попадание на неплохие позиции в чарты «Биллборда», и, таким образом, обеспечила финнам долгожданный американский успех. На сегодня группа уже окончательно мутировала: осталось три виолончели, прибавились барабаны и оказзиональные вокалисты. Да и виолончели играют через примочку, что твоя электрогитара. Такая вот каша из топора: то, что вроде бы называется виолончельным трио, является, по сути, нормальной рок-группой.
На концерте в «Б1» Apocalyptica, у которой скоро выходит новый альбом 7th Symphony с разными известными вокалистами, продемонстрировала различные свои грани. Когда собираешься на концерт Apocalyptica, единственное, чего не стоит делать, -- это относиться к происходящему серьезно. Нет, они, конечно, большие профи, и шоу проходит без сучка и задоринки. Но, как ни крути, стержень концерта Apocalyptica -- это произведения из репертуара Metallica. Они нас не обделили: были, помимо прочего, For Whom the Bell Tolls, Master of Puppets, ранняя Seek and Destroy, а на бис так вообще Enter Sandman. Народ явно кайфовал именно на этих песнях. Хотя остальные тоже хорошо принимал. Особенно всех порадовал неназванный (или неразборчиво названный) вокалист, который голосил на манер Брюса Дикинсона 80-х. Нормальный бодрый восьмидесятнический «метал» -- что еще надо? А авторские инструментальные пьесы, хоти и в меру трогательные и баюкающие (Beautiful), но очень средние. Известной хитовой мелодии в них нет, а в современном ключе музыканты Apocalyptica сочинять не умеют и не хотят, посему получается ни то ни се. Главное -- не относиться серьезно, и получите колоссальное удовольствие, созерцая толпу, энергично машущую «хаером» под звуки виолончели. Где еще такое увидишь?
Александр БЕЛЯЕВ