Правительственная комиссия по ТЭК во главе с вице-премьером Игорем Сечиным 5 августа рассмотрела проект программы комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года. Документ, который был в целом одобрен, готовился с целью обеспечить нефтяникам специальный налоговый режим, а также госфинансирование строительства нефтепровода Заполярье --Пурпе, расширения трубы Ванкор--Пурпе и системы подводящих нефтепроводов общей стоимостью 142 млрд руб. Как уже сообщалось
(см. «Время новостей» от 11 августа), вопрос о введении нулевой ставки НДПИ на нефтяные месторождения в регионе действия программы профильным ведомствам поручено проработать, но вот бюджетных денег на транспортную инфраструктуру, судя по всему, не будет.
В Минэнерго вчера сообщили, что подпрограммой магистрального транспорта нефти предложен к реализации вариант развития сети магистральных нефтепроводов, предусматривающий строительство трубы Заполярье--Пурпе мощностью 50 млн тонн. Однако подчеркнули, что механизм финансирования этого проекта (106 млрд руб.) пока находится в стадии проработки. Инвестпрограмма «Транснефти», которая и так перегружена масштабными проектами, денег на эту стройку не предусматривает. А источник «Времени новостей», знакомый с ходом обсуждения, говорит, что «Газпром нефти» и ТНК-ВР, заинтересованным в данной трубе (она позволит транспортировать в действующую систему «Транснефти» сырье с подконтрольных им Восточно-Мессояхского и Западно-Мессояхского месторождений), предложено либо «скинуться» на нее, либо построить самостоятельно и передать в управление «Транснефти». Отбить дополнительные расходы они смогут за счет льготного тарифа на транспортировку. Но пока окончательного решения нет, так как партнерам («Газпром нефть» и ТНК-ВР владеют этими месторождениями через «Славнефть») еще только предстоит определиться с целесообразностью и сроками разработки месторождений в условиях отсутствия финансирования из бюджета на инфраструктуру.
Остальные компании, владеющие нефтяными ресурсами на севере ЯНАО, не стали поддерживать своих коллег в этой лоббистской борьбе. «Роснефть», которая согласно программе является крупнейшим инвестором (на нее приходится 21% от предполагаемых 100 млрд долл. инвестиций), свои проблемы с транспортом нефти решила за счет постройки нефтепровода Ванкор--Пурпе. А ЛУКОЙЛ договорился с «Роснефтью» о поставках нефти и конденсата со своих месторождений в Большехетской впадине через ванкорскую трубу. В обмен он пустит попутный газ с «Ванкора» в свой газопровод, построенный от Находкинского месторождения до единой системы газоснабжения «Газпрома».
«Газпром нефть» также стала искать альтернативные варианты транспортировки нефти и конденсата с участков на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, которые она собирается купить у «Газпрома». В конце июля она создала совместное предприятие с НОВАТЭКом, одной из целей которого, судя по всему, будет анализ использования инфраструктуры газовой компании, интенсивно занимающейся производством и транспортировкой конденсата в этом регионе.
В Минэнерго сообщили, что вместе с программой комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года одобрена и подготовленная «Газпромом» программа разработки газовых месторождений полуострова Ямал до 2035 года. Сначала эти два документа разделили, а теперь они опять идут в спайке, несмотря на существенную разницу в сроках действия. В газпромовский документ вписали проект производства сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения (принадлежит НОВАТЭКу и структурам бизнесмена Геннадия Тимченко). Г-н Сечин поручил ведомствам совместно с заинтересованными компаниями проработать вопрос возрождения транспортировки углеводородов через Северный морской путь (в Азиатско-Тихоокеанский регион через весь Северный Ледовитый океан), а также освоения месторождений, которые не предусмотрены в планах «Газпрома», силами независимых производителей.