|
|
N°137, 04 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С высоких гор спускается туман
О новом музыкальном фестивале в азербайджанской Габале
Горное солнце палит так, что за пару дней превращаешься в негатив самого себя: брови выгорают, лицо славянской национальности темнеет, так что на обратном пути даже пограничник на паспортном контроле не может сдержать улыбку, сверяя фотографию в паспорте и собственно путешественника. Такое происходит в Габале, историческом месте в трех часах езды от Баку. Это безумно красивая «вертикальная» местность и активно развиваемый горный курорт. Трэвел-тематика не моя тема, так что сказочность мест сих вам лучше опишет кто-нибудь другой. Горный воздух пьянит, от него хочется не то спать, не то смеяться. Самое подходящее состояние для восприятия музыки; так вот природа и искусство вступают в определенную связь, ну и хватит про природу.
Азербайджан, надо сказать, уникальная в музыкальном отношении страна. Во-первых, здесь бог знает когда возник очень своеобразный музыкальный стиль под названием «мугам» (выяснилось, что ЮНЕСКО объявило стиль достоянием нематериальной культуры). Потом его стали играть и в других восточных странах, но ассоциируется эта тонкая, навороченная и страстная музыка именно с Азербайджаном. Во-вторых, республика никогда не жаловалась на отсутствие музыкальных талантов, оригинально проявившихся в академической музыке, джазе и эстраде.
В небольшом горном местечке Габала есть фестиваль, который проводится уже второй год. Недавно здесь открыли, что совершенно нехарактерно для Южного Кавказа, фабрику фортепиано Beltmann. Beltmann -- оригинальный новый бренд, что опять-таки нехарактерно для нашего времени. Какие уж у них перспективы конкурировать с монстрами пианино- и роялестроения, я не знаю, но работающие на фабрике голландские мастера говорят, что у них будет такое соотношение цена/качество, что «Steinway отдохнет». Под это дело организовали конкурс пианистов. Первый прошел в прошлом году, в этом не было. В этом была неделя концертов, сыграть в которых помимо прочих пригласили живого классика джаза Эла Джарро, российского виртуоза с мировой известностью Бориса Березовского, французский камерный коллектив Quatuor Ysaye, Лондонский Королевский филармонический оркестр и какое-то количество азербайджанских исполнителей классической музыки.
Не мною замечено, что кавказские люди обожают такой респектабельный страстный джаз с маслеными голосами вроде Элла Джарро, Джорджа Бенсона или Тани Марии. Но вот как раз с джазовой составляющей фестиваля вышел облом: семидесятилетний Эл Джарро 22 июля попал в реанимацию, откуда выписался буквально на днях. Пришлось срочно искать замену. Замену нашли в лице кубинского коллектива Maraca & Otra Vision. Нормальный такой латинский поп-фьюжн, в духе хитов Сантаны, но повеселее. Принимали хорошо -- здешняя публика из местных и курортников вообще благодушно расположена ко всему. Лидер коллектива, флейтист Марака, оказался обладателем латинских «Грэмми» и, вы не поверите, соратником нашего Леонида Агутина (они вроде бы альбом сотворили).
На этом джазовая часть фестиваля закончилась, и начались чинные классические вечера. Концепция их просматривалась слабо, поскольку за эти вечера прогнали все, что только можно: произведения композиторов азербайджанских (среди которых, к слову, в советское время было и немало известных), российских, европейских, представили камерный жанр, вокальный, инструментальный и симфонический и даже помпезную песню Муслима Магомаева «Азербайджан» в исполнении мощного молодого баритона Джавида Самедова. Уф. У всех артистов, главное, был какой-то свой подход к тому, что исполнять и зачем исполнять. Бакинская певица Фарида Мамедова пела нечто совершенно неузнаваемое, как оказалось, мазурки Шопена в переложении Полины Виардо. «Я попыталась найти что-то приятное, но неизвестное», -- призналась певица. Попытка удалась на славу. Мексиканский тенор Эмилио Понс, учившийся в Питере и прекрасно говорящий по-русски, исполнил душещипательное танго Карлоса Гарделя «На одну голову впереди» (Por una cabeza). «Я выбрал что-то, что все знают», -- сказал Понс. Тему все действительно знают по фильму «Запах женщины» (та самая сцена танца героев Аль Пачино и Гэбриэл Анвар), так что у всех предсказуемо защипало в душе и в глазах.
Звездная британская скрипачка Хлоя Ханслип на открытии фестиваля исполняла «Интродукцию и Rondo capriccioso» Сен-Санса. Ханслип я ранее не видел, слышал только в записи. Живьем она впечатляет гораздо сильнее. В отличие от, как ни странно, Юрия Башмета, который солировал в Концерте для кларнета и альта с оркестром Макса Бруха. Приятное произведение, но звучало как-то все чересчур правильно. Но это все мелкие детали. Учитывая уровень амбиций, организации и финансирования, не удивлюсь, если за пару лет фестиваль получит колоссальное развитие, и в Габалу будут ездить не только ради пьянящего горного воздуха.
Александр БЕЛЯЕВ, Габала--Баку--Москва