|
|
N°133, 29 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контракт бессрочный
Мировая балетная знаменитость поступает на русскую службу
Предыдущий такой случай был 160 лет назад -- в Петербург приехал Мариус Петипа и остался работать в Мариинском театре. Теперь художественным руководителем балета Михайловского театра становится Начо Дуато. На пресс-конференции в РИА Новости журналисты Москвы и Петербурга (с помощью организованного телемоста) расспрашивали мировую знаменитость, зачем ему это нужно, а директора театра Владимира Кехмана -- как ему это удалось.
31 июля у Дуато заканчивается контракт с Национальным театром танца Испании. Этой труппой хореограф, которому сейчас 52 года, руководил 20 лет, превратив ее из труппы невыдающейся и классической в труппу знаменитую и специализирующуюся на современной хореографии. Но правительство страны решило, что Испании нужен все-таки классический театр, потому контракт и не был продлен в очередной раз. Труппа будет переориентирована на исполнение классики. Дуато уходит -- и сразу было ясно, что он не пропадет: до того он ставил вне родного театра до шести постановок в год, в следующем сезоне их 14. Руководители театров, узнав, что человек освобождается, кинулись с предложениями контрактов -- и многим Дуато отвечал согласием, в том числе и нашим людям: его балеты скоро появятся и в Большом, и в Музыкальном. Но предложение Михайловского театра, что он принял, -- совсем иное предложение. Это не разовая работа. Это жизнь.
По словам Владимира Кехмана, контракт у Дуато бессрочный. «Сколько сможет, столько и будет работать», -- сказал директор (то есть хоть, как Петипа, лет пятьдесят). Сам Дуато также периодически говорил о «следующих сезонах», то есть предполагал, что их будет много. Хореограф сказал: «Я буду руководить Михайловским балетом с большими надеждами и с огромной энергией, с которой я руководил Национальным театром танца, но и с тем опытом, что я приобрел за 20 лет». Понятно, что журналистов больше всего интересовала степень грядущих изменений в театре.
«Какова будет пропорция между современными и классическими балетами в афише?» -- «В каком-то сезоне будет больше классики, в каком-то больше современности. Точно так же, как в Мюнхене и Париже». -- «Привезет ли Дуато с собой артистов из Испании и будет ли приглашать звезд со стороны?» -- «В первый год точно нет, он будет работать только на труппу Михайловского. Впоследствии, может быть, будут появляться отдельные звезды, когда они будут нужны в конкретном спектакле». -- «Будут ли появляться другие современные хореографы в театре?» -- «Сначала нет, премьеры будут принадлежать только самому Дуато. Когда танцовщики будут готовы, он пригласит и Килиана, и Форсайта, и Матса Эка».
Естественно, что пишущий народ тут же стал спрашивать о том, как будут разделяться полномочия между Дуато и главным балетмейстером театра Михаилом Мессерером (собственно, за два года и приведшего труппу в то состояние, когда не стыдно в нее пригласить хореографа-звезду). И вообще будет ли Мессерер работать в театре дальше, будет ли выпускать новые спектакли? Директор театра не дал Начо Дуато ответить на этот вопрос и рассказал о своем видении ситуации.
По словам Владимира Кехмана, контракт Михаила Мессерера заканчивается в 2011 году. «Мы с ним через неделю будем обсуждать, как мы будем дальше сотрудничать. Я думаю, мы найдем с ним решение, которое позволит ему остаться в театре. Но в театре есть принцип единоначалия, это знают все. Поэтому все, что касается разделения полномочий, -- всю концепцию будет формировать новый художественный руководитель». Говоря о возможных новых постановках знатока советской хореографии «золотых лет», Кехман сказал, что он еще не обсуждал с Мессерером, «что делаем дальше вне зависимости от появления Дуато». Все будет решаться на совещаниях в августе.
На вопрос о том, есть ли у Дуато репертуарный план, ответил также Кехман: репертуар сделан до марта 2011 года. Весной предполагается провести большой фестиваль современной хореографии, который откроется премьерой Дуато (для его проведения в художественный совет театра введен продюсер Сергей Данилян, собственно и познакомивший Кехмана и Дуато). При этом «концепция развития балетной труппы будет создана в течение года». То есть важно было схватить звезду, а что с ней делать и как труппа будет с этой звездой жить, разбираться театр будет по ходу дела.
Дуато -- замечательный хореограф, спору нет, но все же эта история пока что отдает авантюризмом. И со стороны самого Дуато, и со стороны директора театра. Готов ли Дуато отвечать за все спектакли, в том числе староклассические (а Кехман заверил, что они в репертуаре останутся)? Представляет ли себе директор театра степень консервативности родной публики (вечера Форсайта в Мариинке, как известно, собирали треть зала)? Не говоря уж о погоде, о транспорте, о неустроенности театрального быта (артисты жаловались вашему обозревателю, что вот единственный душ починить никак не могут). То есть если новый театр Дуато удастся и будет иметь успех и в Петербурге, и в мире, это, конечно, будет очень здорово. Пока что верится в это с трудом. При всех добрых пожеланиях.
Анна ГОРДЕЕВА