Время новостей
     N°131, 27 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2010
Каингова печать
Палач Камбоджи «работал неустанно»
Чрезвычайная судебная палата в Пномпене вынесла вчера первый приговор по делу о геноциде периода господства в Камбодже в 1975--1979 годах «красных кхмеров». Она признала 67-летнего Каинг Кхек Иева, бывшего начальника главной тюрьмы режима Пол Пота, виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности, точнее -- в причастности и личном участии в убийстве около 16 тыс. заключенных, включая детей и женщин. Арестованному в 1999 году Каингу дали 35 лет тюрьмы. Однако сидеть ему осталось 18 лет и 10 месяцев -- суд зачел ему 11 лет, уже проведенных в заключении, и посчитал, что пять лет обвиняемого держали в тюрьме незаконно.

Хотя смертная казнь в сегодняшней Камбодже не практикуется, родня жертв «главного палача времен режима геноцида» возмущена тем, что у того остался шанс вновь оказаться на свободе. Председательствующий судья Ниль Нонн сказал, что осужденный «работал неустанно, стараясь выказать верность вышестоящему начальству». Заключенным печально известной пномпеньской тюрьмы Эс-21 для «особо опасных государственных преступников» вырывали ногти, ломали кости, разбивали мотыгами головы, их насиловали, пытали током, топили, оставляли умирать истекающими кровью, морили голодом. Расстрел был для них самой легкой смертью. Происходило все это в здании бывшего лицея Туол Сленг, от которого тюрьма получила свое второе название.

В ходе 77 дней слушаний Каинг не раз заявлял о раскаянии и даже призвал суд приговорить его к публичному побитию камнями. Но на последнем заседании он попросил выпустить его на свободу, а приговор выслушал с каменным выражением лица. Бывший учитель арифметики примкнул к «красным кхмерам» в 1967 году, а после их разгрома в 1979-м вьетнамскими войсками два десятилетия скрывался на севере страны, пока его не опознал британский репортер.

В июне 2003 года ООН и Пномпень договорились создать трибуналы для осуждения организаторов убийства около двух миллионов камбоджийцев -- почти трети населения страны. ООН требовала, чтобы суды проходили вне Камбоджи и вели их иностранцы, но Пномпень настаивал на обратном. Сошлись на том, что процессы пройдут в Камбодже, трое из пяти судей будут камбоджийцами, а решения будут приниматься большинством голосов. Приговор Каингу поддержали все пятеро, включая новозеландца и француза. Премьер Камбоджи Хун Сен, сам в прошлом умеренный «красный кхмер», настоял на проведении судов на территории страны, чтобы сохранить хрупкое национальное единство. С 2003 года бюджет трибуналов вырос с 57 до 100 млн долларов.

После поражения «красные кхмеры» бежали от вьетнамцев в джунгли, но продолжали вооруженные вылазки в течение десятилетия. В 1998 году рак доконал «брата номер один» Пол Пота. Именно он ради осуществления «сельскохозяйственной революции» и превращения страны в «большую деревню» санкционировал выселение камбоджийских городов как «рассадников буржуазного тлена» и массовые казни населения. Ныне суда ожидают добровольно сдавшиеся властям бывшие соратники Пол Пота -- замглавы компартии «брат номер два» 84-летний Нуон Чеа, президент «демократической Кампучии», как называли страну в годы диктатуры, Кхиеу Самфан (сегодня ему исполнилось 79 лет) и глава МИДа 84-летний Иенг Сари. В 2006-м в тюрьме в возрасте 80 лет умер бывший главком «красных кхмеров» Та Мок.

Александр САМОХОТКИН