|
|
N°129, 23 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переход закрыт
Религиозный закон поссорил израильских политиков
Израильское общество оказалось расколотым на две части. Причиной этого стал представленный в кнессет партией «Наш дом -- Израиль» законопроект об изменении процедуры принятия иудаизма -- гиюра, после чего неофит автоматически становится евреем. Этот законопроект уже поссорил лидера партии «Наш дом -- Израиль» и главу МИДа Авигдора Либермана с премьером и главой партии «Ликуд» Биньямином Нетаньяху. Тот поддержать законопроект наотрез отказался. Вспыхнувший скандал более обнажил и без того злободневную для еврейского государства проблему перехода в иудаизм.
Согласно религиозным канонам -- Галахе -- еврейская национальность в Израиле передается по материнской линии: к примеру, если у человека мама русская, а отец еврей, то с точки зрения раввината он не будет считаться евреем, хотя и имеет право на репатриацию в Израиль. В соответствии с Галахой около 300 тыс. евреев Израиля неевреи. Для Израиля, где проживает всего 7,5 млн человек, из которых 1,5 млн арабы, это большая цифра. Признание национальности по матери породило немало шуток среди русскоязычных израильтян, особенно прибывших из СССР в 1970-е: «В Союзе нас обзывали жидами, переехали в Израиль -- оказались русскими».
Неевреи по Галахе никакой дискриминации со стороны израильского общества не ощущают. Кроме одного-единственного случая -- когда они решают вступить в брак. Поскольку институтом брака в Израиле ведают религиозные структуры, его регистрация возможна лишь после признания раввинатом того, что молодожены являются евреями. Если же раввинат засомневается в подлинности документов хотя бы одного из брачующихся, такой брак в Израиле заключен быть не может. По этой причине многие израильтяне вне зависимости от того, являются ли они евреями по Галахе или нет, предпочитают с раввинатом не связываться и «расписываться» за границей.
Израильское общество в целом сталкивается с такой проблемой, как отсутствие у многих репатриантов, а Израиль состоит из них на треть, знаний об иудейской культуре и традициях. Особо это касается русскоязычных евреев, приехавших в Израиль в 1990-е годы. Очень многие из них до сих пор считают главным своим праздником Новый год, игнорируя тот факт, что летосчисление в Израиле ведется от сотворения мира, а не от Рождества Христова, а потому израильский Новый год (Рош а-Шана) празднуется в сентябре. Привычный же россиянам Новый год, наступающий в ночь на 1 января, здесь официальным праздником не является.
По мнению многих местных религиозных деятелей и чиновников, неуважение к иудейской культуре, незнание традиций своей страны, неоднородность израильского общества ведут к его расколу. Единственный, с точки зрения многих специалистов, выход -- упрощение гиюра. Цель -- не просто записать человека в паспорте евреем, но и просветить его, приобщить к основам иудейской веры. Однако сейчас эта процедура в Израиле настолько сложна, что многие репатрианты просто не решаются «становиться евреями».
Законопроект партии Авигдора Либермана (сам он, кстати, уроженец Молдавии), по задумке авторов, должен был сделать гиюр доступным для любого израильтянина. Суть законодательной инициативы в том, чтобы передать гиюр из ведения Высшего раввинатского суда в компетенцию городских раввинов, что существенно снизило бы бюрократическое давление на кандидатов в иудеи. Однако законопроект пополнили своими поправками религиозные партии, в результате чего он в случае одобрения парламентом, по оценке экспертов, лишь усложнит процедуру гиюра, так как она полностью окажется в руках иудейских ультраортодоксов.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим