В урегулировании многочисленных межнациональных конфликтов по всему миру создан опасный международно-правовой прецедент. Обнародованное вчера Международным судом ООН в Гааге решение по статусу Косово повлияет на развитие ситуации в самых разных уголках планеты, в том числе и среди республик бывшего СССР. Впервые в истории созданного в 1945 году Международного суда ООН эта высшая международно-правовая инстанция согласилась с односторонним выходом территории из состава государства -- члена ООН без согласия последнего. Хотя формально это решение носит консультативный характер, аргументация вердикта вполне может быть применена к другим горячим точкам.
Край Косово провозгласил независимость от Сербии 17 февраля 2008 года. «Международные правовые нормы не содержат никаких действующих положений, которые бы ограничивали декларации независимости. На основании этого мы можем заключить, что декларация от 17 февраля 2008 года не нарушает международные правовые нормы», -- говорится в решении, которое зачитал вчера председатель Международного суда ООН японец Хисаси Овада. По его словам, международное право «не содержит применительного запрета» на декларацию независимости. В документе также говорится, что суд не рассматривал отдельно применение к косовскому случаю принципов самоопределения наций или отделения территорий. Решение было принято десятью голосами «за» при четырех «против».
Запрос о том, соответствует ли международному праву односторонняя декларация независимости, принятая временными институтами самоуправления Косово, поступил в Международный суд ООН в октябре 2008 года. Соответствующую резолюцию по требованию Сербии большинством голосов приняла Генассамблея ООН. Однако представители США и большинства стран -- членов Европейского союза уже тогда заявили, что не считают подобный шаг конструктивным, поскольку признанная ими независимость Косово «не имеет обратного хода».
К настоящему времени Косово в качестве независимого государства признают 69 стран. После вчерашнего судебного вердикта это число явно изменится в большую сторону. «Решение сербских властей обратиться в Международный суд ООН по проблеме Косово с самого начала выглядело малопродуктивным, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» депутат сербской скупщины от оппозиционной Демократической партии Сербии Ненад Попович. -- Трудно было понять, каким образом этот орган сможет помочь нашей стране в борьбе за свои национально-государственные интересы, учитывая, что его решение носит рекомендательный характер и ни к чему не обяжет ни США, ни Евросоюз».
Политик сообщил, что теперь его партия при поддержке других оппозиционных сил «считает необходимым для сербских властей проводить более жесткую политику по Косово». Г-н Попович пояснил: «Решение Международного суда ООН может стать основанием для отказа от скорейшей интеграции любой ценой в ЕС и стимулом к активизации сотрудничества с теми странами во главе с Россией, которые действительно отстаивают наши интересы. Возможен и вариант подачи Сербией исков в национальные суды государств, признавших независимость Косово, на предмет нарушения ими Устава ООН и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 года». Косовские сербы вчера сразу же после обнародования вердикта Международного суда ООН собрались на многотысячный митинг в Косовска-Митровице, чтобы подтвердить свое непризнание независимости Косово.
Расклад сил в Международном суде ООН действительно не давал Сербии надежды на успех. Из 15 членов суда девять, включая председателя, представляют страны, уже признавшие независимость Приштины. Это Япония, Сьерра-Леоне, Иордания, США, Германия, Франция, Новая Зеландия, Сомали и Великобритания. Противоположную позицию занимают Словакия, Мексика, Марокко, Россия, Бразилия и Китай. Учитывая, что свои решения Международный суд ООН принимает простым большинством голосов, шансы на то, что он поставит косовскую независимость вне закона, изначально представлялись сомнительными.
«Западные державы с самого начала не пытались серьезно обосновать легитимность независимого статуса Косово в категориях международного права», -- рассказала «Времени новостей» руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. «Как показали состоявшиеся в декабре 2009 года открытые слушания по косовской проблеме в стенах Международного суда ООН, албанские сепаратисты и их сторонники в лице США и ведущих стран -- членов Евросоюза настаивали на «исключительности» косовского случая. По их мнению, якобы проводившаяся властями Сербии государственная политика насилия в отношении косовских албанцев вынуждает мир согласиться с декларацией независимости Косово как выражением воли его народа», -- свидетельствует эксперт. При этом сторонники косовской независимости «умалчивали о том, что к Косово неприменим принцип самоопределения наций, поскольку албанцы уже реализовали это право в рамках соседней Республики Албания».
Впрочем, власти Сербии уже заявили, что рассматривают вчерашний вердикт лишь как прелюдию к новым политико-дипломатическим баталиям. Вице-премьер правительства Сербии Божидар Джелич подчеркнул, что его страна намерена обсудить судебное решение и всю ситуацию вокруг Косово на сентябрьской сессии Генассамблеи ООН и представить проект собственной резолюции. По его словам, Белград «подготовит сбалансированную резолюцию, в которой будет отражено стремление к компромиссу по всем вопросам, включая статус Косово». «Наша законная и единственная цель заключается в достижении соглашения, в котором будут учтены права косовских албанцев и проживающих там сербов, а также интересы Сербии», -- отметил г-н Джелич. Тем самым он дал понять, что Белград будет настаивать на проведении новых переговоров с Приштиной о статусе Косово. В августе Сербия, по словам ее министра иностранных дел Вука Еремича, намерена потребовать созыва Совбеза ООН по Косово.
Проправительственные сербские партии призывают «не поддаваться эмоциям». Либерально-демократическая партия предупредила, что «ситуация является слишком серьезной», поскольку страна рискует «поставить под удар связи с Вашингтоном и Евросоюзом, в который Сербия стремится вступить». По мнению сербских либерал-демократов, дальнейшее поведение Сербии «может раз и навсегда определить политическое и экономическое будущее страны и региона».
Однако свои выводы должны будут сделать и европейцы, ведь нынешнее независимое Косово невозможно назвать фактором стабильности в регионе. «Кроме того, Евросоюзу следовало бы серьезно задуматься над тем, сколько вообще албанских государств он хочет получить на территории континента, учитывая сепаратистские настроения среди албанцев Македонии, Черногории, Южной Сербии и Греции, -- подчеркивает Елена Гуськова. -- Во всех этих районах решение суда будет воспринято как однозначный сигнал в поддержку этнического албанского сепаратизма».
«Неспособность Международного суда ООН осудить независимость Косово, несомненно, усилит воздействие того самого косовского прецедента, который уже оказывает дестабилизирующее влияние на развитие ситуации во многих конфликтных регионах, -- подтвердил «Временим новостей» сербский политик Ненад Попович. -- Речь идет не только о Балканах, но и о баскском сепаратизме, кипрской проблеме, угрозе раздела Бельгии. Кроме того, аргументация в поддержку албанских сепаратистов может быть охотно востребована и на постсоветском пространстве».
Последние слова сербского политика почти тут же нашли свое подтверждение в заявлении президента Абхазии Сергея Багапша, немедленно откликнувшегося на гаагский вердикт. «Решение Международного суда еще раз подтвердило право на самоопределение Абхазии и Южной Осетии. А историко-правовых основ для независимости у Абхазии и Южной Осетии гораздо больше, чем у Косово», -- цитирует слова абхазского президента Интерфакс. Г-н Багапш при этом выразил надежду, что решение Международного суда ООН станет толчком для признания независимости его страны не только Россией, Никарагуа, Венесуэлой, но и другими государствами.