В конце июля Евросоюз примет решение о целесообразности продления еще на год своей миссии по наблюдению в Грузии, бюджет которой составляет 52 млн евро. 220 наблюдателей ЕС после вооруженного конфликта на Кавказе в августе 2008 года ведут мониторинг на границах Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Глава миссии, 56-летний немецкий дипломат Ханс Йорг ХАБЕР рассказал «Времени новостей» о своей работе в Грузии и перспективах европейского мониторинга.-- Как долго мы будем здесь оставаться, сказать сложно. Очевидно, что сейчас обстановка намного спокойнее, чем это было два года назад. Тогда наши русские и грузинские партнеры ожидали возобновления боевых столкновений в ближайшее время. Ныне ситуация намного стабильнее. Но я считаю, что этого уже недостаточно.
-- Что вы имеете в виду?-- Мы служим стабилизации. Конфликты с Абхазией и Южной Осетией были порождены еще в начале 90-х годов. После этого обстановку несколько раз удавалось успокаивать. Теперь, я полагаю, надо преодолеть причины конфликтов, чтобы в будущем не было враждебных действий. Этому может помочь новая стратегия урегулирования грузинского правительства, ориентированная на экономическое, гуманитарное сотрудничество с абхазами и осетинами. Однако в этом направлении должны поработать и другие стороны, включая Россию. Мирная стратегия -- это верный подход. Власти Абхазии и Южной Осетии пока этим планам не доверяют. Но, думаю, обычные граждане найдут в этой стратегии весьма положительные моменты.
-- Грузия недовольна, что наблюдатели Евросоюза не имеют доступа в Абхазию и Южную Осетию, а контролируют только грузинские регионы, прилегающие к этим республикам.-- По соглашению Медведева--Саркози, которое остановило два года назад боевые действия, наш мандат распространяется на всю территорию Грузии. Потом Россия, в одностороннем порядке признав Абхазию и Южную Осетию, создала новые реалии. С тех пор у нас фундаментальное расхождение мнений по вопросу, из чего состоит Грузия. Я в ближайшем будущем доступа в Абхазию и Южную Осетию для наблюдателей не ожидаю, но мы продолжим это требовать. Может, в дальнейшем это будет во взаимных интересах. То есть пока абхазы и осетины не готовы пускать нас, но это может измениться, если страсти остынут.
-- Сухуми и Цхинвали периодически говорят о концентрации грузинских войск на абхазском и югоосетинском направлении...-- Такой концентрации нет. У нас есть весьма эффективные договоренности с минобороны и МВД Грузии по мониторингу и контролю. Грузины заинтересованы в нашей деятельности.
-- Границы Абхазии и Южной Осетии охраняют на основании двусторонних соглашений пограничники России. Как вы контактируете с ними?-- Тут дилемма. С одной стороны, российские пограничники находятся там по соглашениям с Абхазией и Южной Осетией, а мы не признаем полномочия их властей заключать такие договоренности. С другой стороны, несомненно, русские пограничники навели там какой-то порядок. Думаю, что и для грузинских властей в таких контактах есть польза, мы намерены их продолжать.
-- Чего можно ожидать от очередного раунда Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе, запланированного на будущей неделе?-- Абхазы и осетины хотят заключить с Грузией договоры о неприменении силы, что в теории заложено в соглашении Медведева--Саркози. Грузия готова на договор с Россией, но с обязательным разворачиванием международной миссии, чтобы обеспечить безопасность в Гальском районе Абхазии. Не вижу скорого продвижения на этом направлении. Но на практике все стороны в основном придерживаются неприменения силы.
-- Недавно Евросоюз начал переговоры с Грузией об ассоциированных отношениях. Это как-то скажется на урегулировании?-- Если Грузия станет привлекательнее, это может повлиять положительно на привлечение к ней абхазов и осетин.
-- После событий 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, но в последнее время все чаще стороны говорят о необходимости диалога. Каково ваше мнение на этот счет?-- Всегда лучше разговаривать друг с другом...