Российский авиапром нашел первого твердого заказчика для своего перспективного пассажирского лайнера МС-21. Контракт на 50 таких машин подписали вчера на международном
авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) российская корпорация «Иркут» и малайзийская лизинговая компания Crecom Burj Resources. Российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) между тем объявила на авиасалоне о намерении провести публичное размещение акций на 300 млн долл. уже в конце этого года.
О том, что 100-процентная «дочка» малазийского холдинга Crecom Burj Bhd проявляет интерес к проектируемому в России самолету и даже подписала предварительное соглашение о покупке, впервые стало известно в начале прошлого месяца. Ни Crecom Burj Resources, ни ее материнская компания до того не были известны в авиационных кругах, поэтому новость была встречена с определенным скепсисом. Тем не менее вчера контракт был заключен при участии министра обороны Малайзии Ахмада Захид Хамиди и большой группы сопровождавших его офицеров. Их присутствие, возможно, объяснялось тем, что корпорация «Иркут», которая разрабатывает МС-21, до сих пор активно поставляла в Малайзию боевую авиатехнику -- истребители Су-27 и Су-30.
Впрочем, не исключено, что министр прибыл на экспозицию «Иркута» ради другого соглашения, которое было заключено одновременно с контрактом: о техническом и промышленном сотрудничестве между Россией и Малайзией. Детали этого документа на церемонии подписания оглашены не были. О контракте стало известно следующее. Crecom Burj Resources приобретает по 25 самолетов двух моделей: МС-21-200 (на 150 пассажиров) и МС-21-300 (на 181 кресло). Затем она рассчитывает перепродать эти машины неназванным авиакомпаниям из Юго-Восточной Азии. Поставка должна быть осуществлена в 2016--2020 годах. Свой первый полет проектируемый лайнер совершит согласно планам «Иркута» в 2015-м.
Сумму контракта на церемонии обозначили как «больше 3 млрд долл. в каталожных ценах». Таким образом, впервые более-менее официально была названа предполагаемая цена МС-21: путем несложной арифметической операции можно установить, что «прорывной продукт» отечественного авиапрома будет стоить несколько более 60 млн долл. за штуку. Впрочем, это без учета скидок, которые по сложившейся в авиастроительном бизнесе практике предлагаются практически всем клиентам, а стартовым покупателям и таким, кто берет сразу по 50 самолетов, непременно.
Если эти ценовые параметры в процессе создания МС-21 будут соблюдены, то он будет стоить примерно столько же, сколько стоят современные самолеты подобной размерности, хотя и обещает превосходить их по эксплуатационным характеристикам. Сходные по размеру американские Boeing-737NG предлагаются в каталогах за 51,5--87 млн долл., а машины европейского семейства Airbus 320 -- за 55--65 млн долларов.
Правда, в июне, когда Crecom Burj Resources впервые объявила о будущей сделке, малайзийская газета со ссылкой на главу Crecom Burj Bhd Мохамада Ису Абдуллу заявила, что компания собирается инвестировать в российские самолеты 16,65 млрд рингиттов (5 млрд долл.). Если это было действительно так, то менее чем за два месяца переговоров покупателям удалось сильно скинуть цену на МС-21.
Теперь партия из 50 таких машин совершенно определенно стоит 3 млрд долл. Потому что точно такую же цифру назвал журналистам вчера генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Накануне его компания подписала с «Иркутом» не контракт, но протокол о взаимопонимании по поводу продвижения МС-21 на рынок. В документе закреплено намерение ИФК «приобрести в рамках твердого контракта 28 самолетов МС-21 с опционом еще на 22 машины». То есть в сумме получается тоже 50 машин, как и у малайцев. Поставки самолетов планируется осуществить в период с 2019 по 2022 год.
Для того чтобы частично собрать деньги на оплату таких масштабных покупок, объявил г-н Рубцов, совет директоров ИФК вчера предложил провести публичное размещение ее акций. Это решение еще необходимо утвердить на собрании акционеров, уточнил гендиректор, но поскольку все акционеры представлены в совете директоров и голосовали единогласно, неожиданностей он не предвидит.
Крупнейший акционер ИФК -- Объединенная авиастроительная корпорация (48,4% акций). Кроме того, 21,39% акций ИФК принадлежит Внешэкономбанку, а 28,97% -- частной Национальной резервной корпорации (НРК). Г-н Рубцов сказал, что НРК не будет участвовать в выкупе допэмиссии и ее доля в капитале размоется. Насчет участия ВЭБа решение пока не принято. ИФК планирует привлечь 300 млн долл., разместив акции примерно поровну в России до конца этого года и Гонконге в 2011-м. Для этого к сентябрю компания рассчитывает выбрать андеррайтеров, которыми могут стать крупные российский и китайский банки либо группа банков.