|
|
N°128, 22 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Форточка в Европу
"Правое дело" хочет стать частью международного либерального интернационала
Партия «Правое дело», чью политическую активность в последнее время трудно было назвать высокой, провела федеральный политсовет. На нем принято решение об участии в выборах в законодательные собрания четырех областей -- Белгородской, Костромской, Магаданской и Челябинской. Также партийцы собираются баллотироваться в муниципальные собрания ряда регионов. Кроме того, «Правое дело» планирует развивать сотрудничество с праволиберальными партиями Эстонии, Латвии, Литвы и стран СНГ и с этой целью даже разработало критерии для возможных "партий-побратимов".
Политсовет утвердил список кандидатов в депутаты Магаданской областной думы. На следующем заседании политсовета 27 июля будут утверждены остальные списки. А единый день голосования пройдет в России 10 октября. Затем «Правое дело» собирается штурмовать Госдуму. По крайней мере «морально готовится», как сообщил корреспонденту «Времени новостей» сопредседатель партии Леонид Гозман.
Однако судьба «правых» вызывает серьезные опасения. Проект, созданный при активном участии Кремля, не показал больших успехов, вместо этого руководство «Правого дела» едва ли не с первых дней начало конфликтовать между собой. Тем не менее президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что до выборов в Думу 2011 года партия доживет. «Но ничего хорошего не наживет, -- сказал политолог корреспонденту «Времени новостей». -- С этим проектом были связаны некоторые ожидания, ведь правый фланг в российской партийной системе буксует и запрос на правую партию существует как у избирателей, так и у президента. Но за время существования партии мы не увидели ни персон, ни идей. Скорее всего то, что мы видим сейчас, всего лишь имитация активности».
Впрочем, «правые» пока сдаваться не собираются. И в их ближайших планах сотрудничество с либералами "всея Европы". Приоритетным направлением в этом сотрудничестве «Правое дело» считает взаимодействие с партиями -- ведущими членами Международного демократического союза. Также планируется развивать сотрудничество с праволиберальными партиями независимых государств -- бывших республик Советского Союза. Критериями для такой дружбы «правые» решили считать взаимодействие партий в разной форме с Международным демократическим союзом или Европейской народной партией, «отсутствие националистических и антироссийских заявлений и действий в политической практике партий и позицию партий в отношении русскоязычного населения в этих странах».
Леонид Гозман рассказал «Времени новостей» о том, какую пользу могут извлечь из подобного сотрудничества все стороны -- «Правое дело» и его зарубежные партнеры: «Им это нужно потому, что они понимают -- есть объективная заинтересованность всего человечества в том, чтобы у нас была демократия, предсказуемость и так далее. Они ищут партнеров, которые могли бы способствовать установлению в России демократии, и мы можем таковыми стать. Мы же от такого сотрудничества получаем информацию и опыт. А иногда и прямую поддержку -- не электоральную, конечно, но помощь в разрешении некоторых других проблем. Если специально выделить группу тех стран, которые входили в Советский Союз, то тут есть очень важная проблема -- положение русскоязычного населения. Закрывать глаза на нее нельзя. Мы надеемся через своих коллег, союзников из правоцентристских партий тех демократических стран, где есть большая русская диаспора, это положение улучшать».
Депутат эстонского парламента от правящей Реформистской партии, член комиссии по международным делам Сильвер Мейкар сказал корреспонденту «Времени новостей»: «Эстонская Реформистская партия открыта к сотрудничеству с другими партиями, которые разделяют наши ценности и мировоззрение. Поскольку наша партия либерально-демократическая, мы поддерживаем открытую экономику и рыночные отношения, открытый рынок, низкие налоги и снижение коррупции. Будучи либералами в экономике, мы поддерживаем либерализм и в других вопросах. То есть основная ценность -- это свобода: свобода личности, свобода слова, права человека. И если российская партия разделяет те же самые принципы, тогда в сотрудничестве с ней мы весьма заинтересованы».
Однако политолог, преподаватель Тартуского университета Рейн Тоомла полагает, что реформисты не столь бескорыстны. «Скорее всего российская партия должна быть членом какого-либо либерального интернационала. И второе -- она должна пройти в парламент либо же в ее рядах должны быть министры, -- сказал политолог корреспонденту «Времени новостей». -- Некоторые наши партии слишком идеологизированы, и для них Россия как красная тряпка для быка. Но реформисты -- прагматики. Они хотят иметь партнера в России, но влиятельного партнера. Тут нужно подождать итогов выборов в российский парламент».
О том, какую пользу эстонская Реформистская партия может принести российским друзьям, можно судить по примеру «Российского народно-демократического союза» Михаила Касьянова. Вступлению РНДС в Европейскую партию либеральных демократов и реформаторов поспособствовала в 2008 году ее вице-президент, член Реформистской партии Кристина Ойланд. По уставу этой организации ее членами могут быть только партии, зарегистрированные в соответствии с национальным законодательством и имеющие право на участие в парламентских выборах. РНДС не имеет такого статуса. Однако европейские либерал-демократы сделали скидку на специфику российского законодательства, которое ставит для регистрации новой партии практически невыполнимые условия. На сегодняшний день в Европейскую партию либеральных демократов и реформаторов из российских организаций помимо касьяновского РНДС входит только «Яблоко».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА