|
|
N°128, 22 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не осталось незамеченным
Новое поколение художников на биеннале «Стой! Кто идет?»
Помимо тех участников молодежной биеннале, кто достиг «степеней известных», в фестивале выступили и те, для которых форум стал началом заплыва в большой артакватории. На выставке, организованной Дарьей Камышниковой в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, представлены работы многих иностранных участников «Стой! Кто идет?». Для большинства из них выступление со своими проектами стало дебютом. Собранное со всех стран младое, незнакомое племя атаковало и другие территории: музей-заповедник «Царицыно», центры ArtPlay и «Винзавод»... Наиболее удачно с позиций качества инсталляции, культуры организации пространства, работы с пластическими идеями выступили китайские, итальянские и французские художники. Внушительное присутствие на фестивале последних объясняется Годом Франции в России и России во Франции.
Что хорошего с отечественными дебютантами? Прежде всего порадовала тенденция реабилитации сложного и коварного жанра перфоманс. В галерее ЖИР, что квартирует на «Винзаводе», прошел мини-фестиваль региональных художественных сообществ. Это событие, поданное в качестве альтернативной «Стой! Кто идет?» программы под названием «Пошел! Куда пошел?», стало одним из самых интересных впечатлений молодежного форума. В подвальном этаже галереи ЖИР краснодарская группа ЗИП организовала цех по изготовлению глиняной продукции. ООО «Сувенир» работало несколько дней, производя не только типично кубанские сувениры (типа коников), но и портреты деятелей столичной артсцены. Глиняные фигурки честно и бескомпромиссно выставлялись на продажу по очень сходной цене (в частности, художник Анатолий Осмоловский купил свой глиняный портрет всего за 1000 руб.). Зиповцы шутят: вы в столице жируете, а мы бедные провинциалы, и «по чесноку», без обиняков приехали в Москву, чтобы в галерее продаваться и зарабатывать. В иронической форме предъявлена серьезная социально-экономическая проблема коммуникации столичных и региональных художественных сообществ.
Краснодарская группа ЗИП, на мой взгляд, безусловный лидер среди тех, кто внятно заявил о себе на биеннале. Название группы объясняет самая интересная инсталляция, что выставлена в программе GLOB(E)SCAPE в центре ArtPlay на Яузе (куратор Дарья Пыркина). Инсталляция посвящена артефактам того места, аббревиатуру которого использовали молодые краснодарцы в своем названии: ЗИП -- Завод измерительных приборов. Он давно стал меланхолической руиной, пристанищем-лабораторией новой генерации краснодарских «артистов». В нем под слоем пыли таятся уникальные артефакты, сопрягающие две эпохи: советскую и постсоветскую. Зиповцы выступили археологами и вытащили артефакты на всеобщее обозрение, аранжировав их в соответствии с абсурдистской поэтикой московского концептуализма. Устроена комнатка. Шкафы с какими-то найденными на заводе книгами вроде «Рассказов армянских писателей» 1989 года издания. Фотообои с непременными березками, из которых высовывается кусок картона с нарисованным на нем карандашом портретом премьера Путина (а прищур узнаваемый -- ленинский, ласковый!). На одном столе под вентилятором колышутся ксероксы забытых на заводе документов работников. На другом -- микросхема, превращенная в детскую игру с фигурками, что ходят по полю в соответствии с цифрами на брошенном жребии-кубике. Шедевр -- автомат «Родина», муляж электронных ящиков по выдаче напитков и шоколадок (такой, где надо кидать монеты и нажимать впоследствии на цифру выбранного товара, а сам товар скатывается в нижний поддон). Муляж выполнен из найденного на заводе хлама. Вид его брутален. Никакой автоматики, собственно, в этой «Родине» нет. Для получения шоколадки и чипсов надо бросить монетку. Затем самостоятельно открыть запертую на деревянную щеколду-вертушку (как в дачных сортирах) дверь. И собственноручно толкнуть выбранное лакомство с полки. Оно упадет в деревянный ящик, который надо опять же своими руками выдвинуть и получить искомое. Родная версия прогресса. Никакого обмана. Художники сравнивают эту честность с билетными ящиками в советских автобусах-троллейбусах-трамваях. Там все было на доверии: кидаешь монетку -- отматываешь билетик. Еще один артефакт чудесной комнаты ЗИП -- «Доска». Графические портреты узнаваемых персон (от президента Медведева, Аллы Пугачевой, Ольги Свибловой, Пабло Пикассо до Бориса Березовского) задают жанровые границы в пространстве от «доски почета» до «их разыскивает милиция».
Отлично, что традиции здорового расейского абсурда обыграли и другие участники фестиваля в галерее ЖИР. Известный новосибирский перфомансист Артем Лоскутов отличился проведением в дни первомайских праздников альтернативных «монстраций» под лозунгами, рифмующимися с текстами обэриутов. Лозунги (типа «Репин родился в семье песца» или «День взятия Бастилии прошел впустую») растянуты вдоль стен галереи ЖИР. Их удачно дополняют материалы -- документации петербургской группы Affinity art-group, выступившей в свое время в поддержку Артема Лоскутова. Поддерживать его надо было потому, что во время одной из «монстраций» милиция подбросила художнику пакет с наркотой и посадила. Лоскутова оправдали, но, как любит рассказывать в своем анекдоте Лев Рубинштейн, «осадок остался». Affinity art-group прошлым летом, когда Лоскутов еще сидел, объявила голодовку с целью призвать власти соблюдать законы и прекратить репрессии в отношении художников. В галерее помимо документального фильма об акции-голодовке можно увидеть артефакты, созданные участниками Affinity art-group. В основном это стилизация под народную живопись о ментах. Запомнилась, например, вольная вариация на тему «Завтрака на траве», в которой кавалерами обнаженной дамы выступают защитники правопорядка в полной экипировке, в шлемах и с дубинками. Подпись: All cops are nice guys».
Мини-фестиваль о «монстрациях», органах правопорядка и правосудия, регионах и столице вышел очень живым, актуальным. Собрал заводную публику: в толпе мелькали и хипповские дреды, и панковские цветные ирокезы. Респект кураторам галереи ЖИР: Татьяне Волковой и Алене Лапиной.
В том же подвальном пространстве напротив галереи ЖИР располагается галерея экспериментального молодого искусства СТАРТ. Сейчас там можно посмотреть видеодокументацию перфоманса, что был на открытии биеннале. Называется он «Девять женщин» и создан юной художницей театра Ксенией Сорокиной. Признаюсь, более тонкого и изысканного зрелища на всей биеннале я не видел. В торце коридора на драпировке спиной к зрителю сидит красивая обнаженная художница и то связывает, то развязывает веревкой руки за своей спиной. Звучит красивая песня на немецком. Зрелище ассоциируется то ли с фотоработами Ман Рэя (помните, девушка-виолончель), то ли с эстетикой ар-нуво. На стене экраны, на которых показывают несколько фильмов. Девять героинь -- девять типичных неврозов современной женщины (в том числе и обусловленных борьбой за свои права). Фильмы сняты в элегантной английской манере. Одухотворенные лица, зеленые газоны, белоснежные платья. Оказывается, актуальные темы возможно сервировать и так: тонко, бережно, не эпатажно, но и не гламурно, оставаясь исключительно на территории искусства.
Одним из самых внятных кураторских жестов-дебютов считаю экспозицию JUNK, подготовленную молодым сотрудником Московского музея современного искусства Алексеем Масляевым. Junk -- по-английски «хлам». Хлам повседневной событийности, в котором барахтается житель мегаполиса, стал темой умного социального исследования, в котором каждый экспонат превратился в главу-иллюстрацию важного кураторского тезиса. Замечательно выстроена навигация по выставке: с комментариями и четко обозначенными лейтмотивами. Очень европейская по «сделанности» программа.
Итак, дебюты молодежной биеннале в целом порадовали. Форум открыт до начала августа. Спешите порадоваться и вы.
Сергей ХАЧАТУРОВ