|
|
N°126, 20 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из письма Эхнатону
В Иерусалиме найден самый древний письменный документ
Маленький кусочек глиняной таблички, обнаруженный во время раскопок в Старом городе Иерусалима археологами Еврейского университета, является самым старым письменным документом, найденным в Священном городе. Он свидетельствует о том, что Иерусалим был важным городом уже в конце бронзового века, т.е. почти за полтысячелетия до завоевания его в X веке до нашей эры царем Давидом.
Кусочек глиняной таблички размером 2х2,8х1см был найден группой археологов под руководством профессора археологии Еврейского университета Эйлат Мазар в районе Офел под башней X века до н.э. эпохи царя Соломона. Как пишет журнал Israel Exploration Journal, фрагмент датируется XIV веком до н.э. и, судя по всему, был частью таблички, которая содержала послание, выполненное клинописью на аккадском языке, самом распространенном языке древности на Ближнем и Среднем Востоке.
Уэйн Горровиц, профессор истории из Института археологии при Еврейском университете, специализирующийся на Ассирии, расшифровал надпись. Он перевел символы на табличке, как слова «ты», «ты был», «позднее», «сделать» и «их». Сами по себе слова, содержащиеся в нем, конечно, неважны. Важно другое: они написаны очень четко и на очень высоком уровне, т.е. надпись была сделана очень опытным писцом, скорее всего для царя.
Древние правители на территории Ближнего Востока регулярно обменивались табличками с дипломатическими посланиями. О том, что это часть царской переписки, кроме высокого качества клинописи, говорит и место находки -- его нашли в месте, прилегающем к акрополю.
Ранее самым древним письменным документом, найденным в Иерусалиме, была табличка из водного тоннеля Шилоах в районе города Давида, датируемая VIII веке до н.э., т.е. эпохой царя Езекии. Табличка была посвящена окончанию рытья тоннеля и находится сейчас в одном из музеев Стамбула. Найденный в Офеле фрагмент примерно на 600 лет старше.
Археологи считают, что глиняная табличка, фрагмент которой найден в Иерусалиме, входила в число 380 табличек, обнаруженных в XIX веке в египетской Амарне в архивах фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), жившего в XIV веке до н.э. В этом архиве содержались послания, присланные правителю Древнего Египта подвластными ему царьками из Ханаана и Сирии и содержавшие в себе детали сложных отношений, существовавших между ними, описание тогдашней жизни и общества. Среди них были и шесть табличек, написанных Эхнатону Абди-Хебой, ханаанским правителем Иерусалима в XIV веке до н.э. Очень вероятно, что найденный в Иерусалиме фрагмент является частью копии послания от Абди-Хебы египетскому фараону.
Анализ материала фрагмента подтвердил, что табличка была сделана из глины, залегающей в районе Иерусалима и не похожей на глины из других мест.
Найденный в Иерусалиме фрагмент глиняной таблички важен для истории не только Священного города, но и Древнего Египта, потому что доказывает, что Эхнатон занимался не только религиозными преобразованиями, что ему приписывали многочисленные враги, но и государственными делами.
Аменхотеп IV, больше известный под именем Эхнатон, занимает в истории Египта видное место и часто называется фараоном-реформатором и фараоном-еретиком. Вся жизнь древних египтян была наполнена политеистической религией. У каждого явления, каждой вещи, каждого события имелся свой бог. Высшим божеством считался дух света. В Фивах его называли Амон, в Гелиополе -- Ра, в Мемфисе -- Птах. С возвышением Фив верховного бога начали отождествлять с местным божеством по имени Амон. Так в Египте воцарился культ бога Амона-Ра.
Однако Аменхотеп увлекся одним из местных культов и начал поклоняться богу Атону. Прежде это слово обозначало «солнечный диск», в годы правления фараонов XVIII династии его стали употреблять как имя солнечного божества.
На престол Аменхотеп взошел в 1351 году до н.э. На шестом году правления он упразднил культ Амона-Ра и приказал поклоняться Атону. Храмы других богов были закрыты, их сокровища перенесены в храмы Атона, а жрецы разогнаны.
Ненавистное имя «Аменхотеп», означающее «Амон доволен», царь сменил на Эхнатон, то есть «угодный Атону». Он покинул столицу своих предков и в 450 километрах севернее Фив, недалеко от современного Асьюта, построил новую резиденцию. Город получил название Ахетатон, что означает «Горизонт Атона».
Своими религиозными реформами Эхнатон вверг страну в хаос. Самое сильное сопротивление оказали жрецы, лишившиеся власти и богатств. Они ненавидели царя и подстрекали народ к бунтам.
В 1334 году до н.э., после смерти Эхнатона, судя по всему от естественных причин перед страной остро встал вопрос о новом правителе. Поскольку наследника у фараона-реформатора не было, вдовствующая царица Нефертити со своим отцом, главным министром двора Эйе, решила посадить на трон девятилетнего сына Эхнатона от второй жены. Нового царя звали Тутанхамон...
Захар РАДОВ