|
|
N°126, 20 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одна яма из семи
Правительство решилось на отмену транспортного налога ради увеличения финансирования дорожного строительства
Новая схема финансирования дорожного хозяйства России, разработанная Министерством транспорта, в целом одобрена Министерством финансов. Судьба транспортного налога решена. Он будет отменен. Вместо него будет повышен акциз на моторное топливо и масла -- в среднем на 3 руб. за каждый литр. Собранные таким образом средства пойдут в дорожные фонды. Предполагается, что новая схема позволит уже в 2011 году почти вдвое увеличить объем средств, выделяемых на ремонт автомобильных дорог. Помешать осуществлению задуманного может только угроза социального недовольства намеченными в предвыборный год реформами.
Об отсутствии принципиальных расхождений между Минтрансом и Минфином в вопросе возвращения к прежней системе финансирования дорожного хозяйства страны через дорожные фонды, отмены транспортного налога и повышения ставки топливных акцизов было объявлено на «круглом столе», организованном в конце минувшей недели комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям. При этом о необходимости возрождения дорожных фондов присутствующие на мероприятии говорили решительно, но с плохо скрываемым неверием в то, что поддержки этой идеи можно будет добиться от Минфина. Однако представитель Минфина эти опасения развеял.
«Развитие автодорожной сети -- одно из ключевых направлений развития экономики и реализации курса президента на модернизацию, -- решил сразу привлечь на свою сторону высший авторитет первый заместитель председателя Госдумы единоросс Олег Морозов. -- Было очевидно, что решение об упразднении дорожных фондов (это решение принимал нынешний премьер и лидер "Единой России" Владимир Путин. -- Ред.) приведет к сокращению финансирования отрасли. Задача президента предельно понятна -- дорожные фонды будут созданы».
«Президент решил, и не надо долго думать, а многое взять из того, что было», -- поддержал первого вице-спикера председатель комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.
Идею возрождения дорожных фондов в качестве инструмента финансирования содержания и строительства автомобильной сети в ноябре 2009 года на заседании Госсовета в Ульяновске поддержал президент России Дмитрий Медведев. В мае этого года правительственная комиссия по транспорту и связи, возглавляемая вице-премьером Сергеем Ивановым, поручила Минфину в месячный срок проработать возможность отмены транспортного налога с одновременным повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы в качестве одного из источников наполнения дорожных фондов.
Дорожные фонды во что бы то ни стало должны появиться уже в бюджете на 2011 год, заявил в ходе «круглого стола» министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, с момента их ликвидации в 2001 году финансирование отрасли сократилось к 2005 году почти вдвое -- с 600 млрд руб. в 2000 году до 315 млрд руб. (в ценах 2010 года). В наибольшей степени это коснулось регионального дорожного хозяйства, на которое денег стали выделять почти вчетверо меньше. При этом за прошедшее десятилетие количество автомобилей в стране выросло в 1,5 раза.
В 2008 году (когда объемы финансирования в ценах 2010 года достигли 570 млрд руб., но так и не вышли на уровень 2000 года) удалось впервые обеспечить нормативное финансирование федеральных автодорог. Но с прошлого года финансирование из федерального бюджета вновь стало сокращаться, и в соответствии с проектными планами на 2011--2013 годы разрыв между потребностями дорожного хозяйства и реально выделяемыми ему средствами может стать трехкратным. Хотя в 2011 году на содержание и ремонт трасс федерального значения необходимо 193,5 млрд руб., в бюджетном плане предполагается выделить 56,8 млрд руб. «30% от необходимого -- это увеличение количества раненых и смертей на дорогах, -- предупредил министр. -- Будем просить правительство выйти на цифру хотя бы в 100 млрд рублей».
«В регионах ситуация еще хуже», -- предупредил министр. При потребностях местного дорожного хозяйства в следующем году в 650 млрд руб. все регионы находят примерно 119 млрд руб. По данным генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игоря Старыгина, в 42 регионах нормативам не соответствует 50--80% местных дорог, а еще в 18 регионах -- свыше 80% трасс. «Мы имеем возможность отремонтировать одну яму из семи», -- заявил специалист.
Между тем, по подсчетам Минтранса, уже сейчас общие сборы с владельцев транспортных средств (акцизы на легковые автомобили и мотоциклы, производимые на территории России; акцизы на автомобили и топливо, ввозимые из-за рубежа; НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России; НДС на ввозимые транспортные средства, а также таможенные платежи на ввезенные автомобили) на федеральном уровне составляют 378 млрд руб. И еще 380 млрд руб. -- на региональном (транспортный налог, топливный акциз и полтора процентных пункта от налога на прибыль, переданные регионам при отмене оборотного дорожного налога).
Но даже аккумулирование всех этих средств позволит лишь поддерживать дорожное хозяйство в нормативном состоянии. На строительство новых автодорог их не хватит.
Для удовлетворения всех потребностей запущенного дорожного хозяйства Минтранс предлагает перечислять в дорожные фонды плату за присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам, штрафы за нарушение правил дорожного движения, ввести налог с продаж нефтепродуктов. Еще одним источником пополнения дорожных фондов должны стать сборы с автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Этот сбор будет вводиться в России вслед за Европой в 2013--2014 годах по мере обустройства основных федеральных трасс измерительным оборудованием.
Но, главное, Минтранс предлагает заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо с увеличением ставки в среднем на 3 руб. за литр (и на 4 руб. за килограмм ГСМ). Половину собранных акцизов передадут в регионы. Средняя цена бензина в России в результате вырастет до 26 руб. за литр (при нынешних 23 руб.). По расчетам министерства, сделанным с привлечением экспертов из числа транспортных компаний, цена конечной продукции за счет повышения топливного акциза и транспортных расходов повысится не более чем на 0,4--0,6%. Стоимость проезда в общественном транспорте в зависимости от региона вырастет на 0,5--1 рубль.
Преимущества новой системы взимания налога за пользование автомобильными дорогами не только в его справедливости, но и в создании условий для повышения качества дорожной сети. А это, уверен министр транспорта Игорь Левитин, снизит расходы потребителей на содержание и ремонт транспортных средств, увеличит скорость перевозки грузов, а следовательно, сократит транспортные издержки в конечной цене товаров. «Без развития транспортной системы нас задушит инфляция издержек», -- поддержал министра Мартин Шаккум. По его словам, именно из-за неразвитости дорожной сети и слабости логистики цены на многие продукты питания у нас выше, чем в Европе.
Из слов Игоря Левитина можно было понять, что совсем не обязательно все увеличение фискальной нагрузки переносить на конечного потребителя. Он привел расчеты своего министерства, из которых выходило, что при сопоставимости цен на бензин в России и ведущих западных странах, акциз у нас составляет всего чуть более 17% стоимости топлива, а за рубежом доходит до 50%. «О чем говорить, если за полгода, пока обсуждается идея дорожных фондов, цена на бензин выросла на столько же, на сколько мы предполагаем ее увеличить за три года», -- обратил внимание присутствующих министр.
Но у новой системы есть и недостатки, которые Игорь Левитин не стал скрывать. Так, он не знает, что делать с муниципальными дорогами -- они просто «выпадают» из системы дорожных фондов, появление которых планируется только на федеральном и региональном уровнях. Нет представления, как быть с льготниками, которые сейчас совсем освобождены от уплаты транспортного налога. Не до конца понятно, как быть с сельхозпроизводителями, фискальная нагрузка на которых также существенно вырастет. Но министр заверил, что определенные варианты решения этой проблемы с Минсельхозом найдены. В частности, Минтранс предлагает «выпадающие доходы сельхозпроизводителям компенсировать не деньгами, а строительством дорог в сельской местности».
Минтранс рассматривает различные варианты поэтапного повышения топливных акцизов: по 1 руб. в год за три года; по 1,5 руб. в год за два года или сначала на 1 руб., а затем еще на 2 руб. Соответственно поэтапной может быть и отмена транспортного налога. В частности, министерство склонно поддержать предложение некоторых регионов с 2011 года отменить этот налог только для владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.
Министр транспорта не стал уходить и от самого болезненного для отрасли аргумента противников повышения расходов на дорожное хозяйство -- неэффективности использования имеющихся средств. «Логика финансирования отрасли привязана не к качеству строительства, не к наиболее пригодным для проведения ремонта и строительства временам года, а к бюджетному процессу. В результате эффективность использования имеющихся средств в дорожном хозяйстве вдвое ниже, чем могла бы быть», -- убежден, например, Мартин Шаккум. Поэтому министр взял на себя очень высокие обязательства: «У нас есть целый ряд предложений, чтобы сделать эффективной и прозрачной стоимость проектирования, строительства и содержания дорог», -- заверил г-н Левитин и пообещал скоро их обнародовать.
Настороженность депутатов и представителей Минтранса в отношении позиции по дорожным фондам Минфина развеял директор департамента бюджетной политики в отраслях экономики этого ведомства Игорь Кузин. Свое выступление он начал с заявления, что «в общем и целом предложенную Минтрансом схему Минфин поддерживает». Бюджет на 2011--2013 годы, по его словам, планируется исходя из повышения ставок топливного акциза на 2 руб. с каждого литра в 2011 году и еще на 1 руб. -- с 2012 года при полной отмене со следующего года транспортного налога с легкового, а с 2012 года -- и с грузового автотранспорта. Это позволит уже в следующем году направить 100 млрд на ремонт и содержание дорог и увеличить финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы» со 159 до 196 млрд руб., заверил представитель финансового ведомства, чем привел министра Левитина в нескрываемо приподнятое настроение.
Объем расходов на дорожное хозяйство в федеральном бюджете будет формироваться исходя из уровня расходов 2010 года плюс та часть, которая поступит в федеральный бюджет от распределения повышенного акциза. В итоге, по расчетам Минфина, дорожное хозяйство дополнительно к ранее запланированным средствам получит в 2011 году 166 млрд руб., в 2012-м -- 266 млрд, в 2013-м -- 290 млрд рублей.
Компенсация выпадающих доходов регионам будет происходить исходя из того, что транспортный налог за 2010 год они реально соберут только в 2011 году. «Мы предлагаем сначала из общего объема дополнительно поступивших (из-за повышения топливного акциза. -- Ред.) налогов компенсировать регионам потери от отмены транспортного налога, а оставшуюся сумму разделить по-честному -- пополам между федеральным и региональными бюджетами. Распределение между регионами будет происходить по формуле, исходя из объемов продаваемого бензина. А та часть акциза, которая существует сейчас, будет по-прежнему делиться по формуле, учитывающей протяженность автомобильных дорог и численность парка автомобилей», -- пояснил представитель Минфина. Аналогичным образом будут делиться дополнительные доходы бюджета и после 2012 года, когда поступлений от транспортного налога у регионов уже не будет.
Основные споры ведутся вокруг того, должны ли возрождаемые дорожные фонды быть внебюджетными или формироваться в рамках бюджета. Комитет по строительству и земельным отношениям Госдумы полагает, что такой фонд должен быть внебюджетным. Минфин склонен формировать его в рамках бюджета. «Мы предлагаем воздержаться от создания внебюджетного фонда, поскольку это радикально нарушает весь принцип построения бюджетного процесса», -- пояснил позицию ведомства г-н Кузин. В качестве альтернативы Минфин предлагает «применять к порядку формирования дорожного фонда принципы, по которым существует инвестиционный фонд, что, в частности, предполагает перенос неиспользованных остатков в полном объеме на следующий год».
Любой вариант потребует основательной правки Бюджетного и Налогового кодексов. Соответствующие предложения Минфин, по словам г-на Кузина, намерен представить в правительство в ближайшее время, чтобы в начале осенней сессии провести их через Госдуму.
Идея дорожных фондов находит поддержку далеко не во всех субъектах федерации. Вполне возможно, что создание региональных дорожных фондов не будет обязательным. Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» Игорь Кузин, такой вариант сейчас обсуждается. Хотя участники «круглого стола» в качестве одной из причин резкого снижения финансирования региональных дорог как раз и называли желание местных властей направить транспортные сборы не на ремонт дорог, а на другие, более насущные нужды. По мнению Мартина Шаккума, многие губернаторы не могут сопротивляться региональным депутатам, которые вынуждены думать об удовлетворении более важных потребностей своих избирателей. Это подтвердил и депутат Виталий Шуба. По его словам, в бюджете Иркутской области, которую он представляет, расходы на дорожное хозяйство держатся на уровне 1,8 млрд руб. уже на протяжении 11 лет и не индексируются даже с учетом инфляции. Добровольность создания дорожных фондов позволит регионам продолжать такую политику.
Об общественном мнении призвал не забывать и председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. По его мнению, любая попытка увеличить финансирование дорожного хозяйства -- «это всегда дополнительная нагрузка на наших граждан (автовладельцев и пассажиров общественного транспорта) и на 500 тыс. транспортников, которые кем только не обираются на наших дорогах и работают на грани рентабельности». «Чем это отзовется и как это скажется на правящей партии в преддверии выборов, «Единая Россия» должна крепко подумать над этим», -- предупредил депутат-единоросс.
Действительно, в предвыборном 2011 году избирателям придется не только испытать все прелести повышения топливных акцизов, но и заплатить транспортный налог за 2010 год. «Система должна быть максимально проста и по наполнению, и по использованию, и по контролю за этими средствами. Потому что если мы, наполнив дорожный фонд, не сможем эти средства рационально использовать и люди в ближайшем будущем -- за год-два -- не увидят качественного изменения ситуации в дорожной отрасли, тогда это будет социальный взрыв», -- полагает Сергей Шишкарев.
Андрей СУСАРОВ