Грузинская оппозиция на лето взяла паузу, а власти, наоборот, ведут активную внешнеполитическую деятельность. В Тбилиси только в июле побывали госсекретарь США, верховный представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности, главы МИДов Польши, Франции, Люксембурга. Ряд визитов совершил президент Грузии Михаил Саакашвили. Он заявил, что готов к диалогу с Россией, с которой разорвал дипотношения после конфликта на Кавказе в августе 2008 года.
Осенью прошлого года Зураб Ногаидели, премьер Грузии в 2005--2007 годах, а ныне лидер оппозиционного движения «Для справедливой Грузии», первым из грузинских политиков направился в российскую столицу, пояснив, что без таких контактов невозможно будет решить проблемы его страны. На днях 45-летний Зураб НОГАИДЕЛИ в восьмой раз за последние месяцы посетил Москву, а потом рассказал «Времени новостей», какими ему видятся перспективы отношений России и Грузии и что готовит оппозиция грузинским властям на осень.-- Грузия всегда чувствовала поддержку европейских стран, США. Но наша страна в серьезной степени изолирована от внешнего мира, который не ограничивается Западом. Отношения России и Грузии очень важны. Да и во время всех визитов нам дают понять, что никто другой не решит за нас наши проблемы. Госсекретарь Хиллари Клинтон тоже это подчеркнула. Саакашвили может говорить, что кто-то приезжает поддержать его, но это не так, это поддержка всей Грузии. Наконец, есть негромкая дипломатия, за закрытыми дверями. Публично замечания не делаются, но именно так, тихой дружбой, предостерегают Грузию от того, чтобы она не скатилась к реальной диктатуре. Кстати, заслуга такой дипломатии в том, что лично я пока жив и не арестован.
-- Когда вы первым из грузинских политиков рискнули пойти на контакты с Москвой, власти Грузии осудили вас. А на днях сам Михаил Саакашвили сказал, что готов к диалогу с Россией.-- Против нас велась хорошо скоординированная кампания, нас называли «изгоями», «врагами» и «предателями», но не выбили из колеи. Сейчас пусть извиняются, в том числе и Саакашвили, который готов на разговор с Россией без предварительных условий и ультиматумов. Он и раньше направлял эмиссаров в Москву. Посмотрим, что выйдет из его заявлений. Для нас важно, чтобы возможный процесс налаживания отношений был открытым и прозрачным. Надо понять цели Саакашвили. Что он этим преследует: сохранить власть и после 2013 года, когда истекают его полномочия, или действует для реализации интересов Грузии? Другая сторона медали в том, насколько возможен реальный диалог с Москвой при Саакашвили, но об этом я умолчу, чтобы не помешать процессу.
-- В этом месяце вы вновь общались с премьером Владимиром Путиным, а еще ранее подписали соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией».-- Я дорожу отношениями с «Единой Россией», и мы продолжим интенсивно их развивать. Следующий контакт возможен уже в этом месяце. Мы договорились на несколько недель отложить обсуждение двух вопросов: о возобновлении регулярного авиасообщения и о возвращении на рынок России грузинской продукции. Посмотрим, чего добьется на этих направлениях Саакашвили. Что касается нашей встречи с премьером России, то после нее Владимир Путин сделал важное заявление. Во-первых, о том, что для кого-то происшедшее в Южной Осетии и Абхазии -- «оккупация», а для кого-то -- «освобождение». Это значит, что если власти Грузии решатся на какую-то авантюру, сунут сейчас туда нос, то его сломают. В этом можно не сомневаться. Если Саакашвили два года назад в этом сомневался, то теперь, думаю, и у него на этот счет сомнений уже нет.
Очень важна и другая часть заявления премьера России: грузины сами должны налаживать отношения с осетинами, то же относится к абхазам. Я об этом раньше говорил, это единственная формула: вернуть людей, и мы сами должны вернуться в их сердца. Надо залечить раны. Или не будет урегулирования конфликтов, никакой единой Грузии не будет. Теперь все зависит от нас. Надо вести диалог с Сухуми и Цхинвали, с Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты (президенты Абхазии и Южной Осетии. --
Ред.), раз они сейчас представляют абхазов и осетин. Ведь по этому поводу госсекретарь США в Тбилиси и премьер России в Москве сказали практически одно и то же. Но если мы хотим, чтобы нашим лидером был Саакашвили, то тогда Грузия никогда не объединится. Время неумолимо работает против нас. Через несколько лет у нас не будет шансов на примирение. После августа 2008 года вести диалог непросто, но нужно. Решение вопроса требует определенного самопожертвования.
-- Несмотря на разрыв Грузией два года назад дипотношений с Россией, российские экономические интересы в Грузии весомо присутствуют. Сейчас говорят, что Россия может купить газопровод, связывающий ее через Грузию с Арменией. А ведь продать трубу подумывали еще пять лет назад, когда вы были в правительстве?-- Мы получаем за транзит 10% поступающего в Армению российского газа. Тогда труба была в таком состоянии, что мы теряли не только эти объемы -- эксплуатационные затраты были выше. Это вело либо к субсидированию, либо к повышению тарифов. То есть мы должны были найти деньги на восстановление газопровода или рассмотреть вопрос его приватизации. Мы нашли через американскую программу «Вызов тысячелетия». После этого уже не было смысла продавать газопровод, лучше было сохранить его в госсобственности. Что касается нынешнего положения дел, надо знать мотивацию возможной приватизации трубопровода: что получит Грузия, почему вопрос опять возник? Мы в свое время ничего не скрывали. Собирались продавать? Да, собирались. Передумали -- так передумали, все было понятно общественности.
-- «Газпром» претендовал?-- Наверное, «Газпром» был бы единственным реальным покупателем. Может, и другие купили бы -- проект неплохой.
-- Бизнес-интересы России в Грузии -- это хорошо или плохо для безопасности страны, как вы считаете?-- Думаю, это совершенно не опасно -- наоборот, с Россией надо восстанавливать и политические отношения. Главное, чтобы все было прозрачно.
-- Недавно вы встречались за границей с другим видным оппозиционером, а ныне политическим эмигрантом -- экс-министром МВД, обороны и экономического развития Ираклием Окруашвили. Можно ждать активизации грузинской оппозиции?-- Единство оппозиции нужно для решения проблем Грузии и преодоления такого препятствия, как Саакашвили. Я прилагаю к этому усилия. Летом у нас есть время пообщаться, получше подготовиться, чтобы потом действовать.