|
|
N°124, 16 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лебеди, восстания и сонаты
Михайловский театр в Лондоне
Лето в британской столице -- время, когда звезды тащат зрителя за руки: ко мне, пожалуйста! Нет, на мой спектакль! В конце июля балетоманам придется выбирать между Карлосом Акостой и Сильви Гиллем: лучший из кубинцев и главная француженка (вообще-то просто первая балерина мира) поставили свои выступления на одни и те же дни. Капоэйра и танго, степ и контемпорари, ветераны и молодые дарования -- город забит танцующими людьми. Для балетных гастроли в такой плотной среде -- отличный вызов. Принятие этого вызова говорит о том, что театр уверен в своих силах.
Михайловский театр приехал в Лондон во второй раз. Два года назад это был визит незнакомцев, аборигены рассматривали их вежливо и с добросердечным любопытством: вот еще одна труппа из великого Санкт-Петербурга. Поразились «Спартаку» в постановке Георгия Ковтуна (хоть живых тигров в Англию не привезли, стиль индийского кино остался), устроили овацию Жизели Ирины Перрен (вагановские мягкие руки и экспрессионистская жесткость роли, потрясающий контраст) и восхитились двумя номерами, воскрешенными Михаилом Мессерером («Весенние воды» и «Океан и жемчужины»).
Теперь смотреть будут строже, ревнивее и тщательнее: с тех пор как Михайловский утащил Мессерера у Английского королевского балета, знаменитый педагог стал руководить балетом петербургского театра. Раз человек с такой репутацией согласился работать там, значит, театр должен быть в состоянии конкурировать со «звездной десяткой» мира. Но и оборотная сторона у такого внимания есть: ну посмотрим, что он там сумел сделать, стоило ли маэстро ради этих петербуржцев отодвигать в сторону наш любимый Ковент-Гарден, где он проработал столько лет.
Гастроли начались «Лебединым озером». Тем самым «Лебединым озером» в версии Александра Горского -- Асафа Мессерера, которую театр впервые показал в Петербурге в сентябре прошлого года. Программа вообще составлена в основном из премьер минувшего сезона: кроме «Лебединого» в ней еще «Лауренсия» и совсем свеженькие «Минорные сонаты». Впрочем, еще в афише «Жизель» (понятно, что лондонцы вновь хотят увидеть Ирину Перрен -- даже при их насмотренности таких балерин они видали немного) и... «Чипполино» на утренниках. (Любопытно, как примет британская столица балет про овощную революцию?) Одной из историй, которую обсуждали английские газеты до начала гастролей, стал прямо-таки балетный сюжет об исполнении заветного желания. Юная англичанка стажировалась в Вагановском училище, но после того как закончились деньги и виза, вынуждена была вернуться домой. Мессерер, взглянув на выучку девицы, разрешил ей присоединиться к Михайловской труппе в Лондоне, и теперь в стае кордебалета есть и английский лебедь.
Иноземные птицы будут и в главных ролях: театр, продвигая своих звезд, расчетливо добавляет к ним иностранных. Завтра в «Лебедином» появится берлинская прима Полина Семионова, на следующей неделе Одеттой-Одиллией будет звезда Английского королевского балета Тамара Рохо. В «Лауренсии» мстить за поруганную невесту и участвовать в восстании испанских крестьян будет тоже гость -- на одном из спектаклей роль Фрондосо достанется Денису Матвиенко, ныне работающему в Мариинке. (Но и Марат Шемиунов, отлично танцевавший на петербургской премьере, получит свой спектакль.) Гости, конечно, приманка для публики, но все же не по ним будут оценивать труппу. Оценивать ее будут по репертуару и общему качеству исполнения -- именно эти гастроли покажут, есть ли у Михайловского европейские и мировые перспективы.
Анна ГОРДЕЕВА, Лондон