|
|
N°124, 16 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рукодельник подчиняется фаготу
«Ученик чародея» на московских экранах
Три наследника великого волшебника Мерлина -- Бальтазар (Николас Кейдж), Хорват (Альфред Молина) и Вероника (Моника Белуччи) -- в совсем еще стародавние времена поссорились и оказались отлученными от источников магических сил. До того чудесного момента, когда на улицах Нью-Йорка появился мальчуган Дейв (Джей Баручел), который в 2000 году случайно забрел во время школьной экскурсии в волшебную лавку, где Бальтазар маскировался под антиквара, и стал обладателем волшебного кольца. Кольцо это десять лет спустя послужило причиной тектонических сдвигов в тонких мирах. Дейв, недоучившийся физик и ботаник «от мозга до костей», становится подмастерьем Бальтазара и вынужден то и дело отвлекаться от построения личной жизни с красоткой-одноклассницей Беки (Тереза Палмер), дабы спасать мир. Получается по-разному, но в конце концов вполне благополучно.
«Ученик чародея» -- очередной, неизбежный (за отсутствием по-настоящему свежих идей), но более чем мастеровито взболтанный из элементов блокбастеров прошлых лет коктейль работы триумвирата Джерри Брукхаймер (продюсер) -- Джон Тертлтауб (режиссер) -- Кейдж (свадебный генерал), смешанный по той же технологии, что и предыдущее их творение, дилогия «Сокровище нации». В прошлый раз ингредиенты распознавались без труда («Индиана Джонс» пополам с «Кодом да Винчи»), теперь вычислить составы тоже особой проблемы не составляет: немножко из карпентеровского «Большого переполоха в Маленьком Китае» (сцена в Чайнатауне, где волшебной силой был оживлен и превращен в совсем не бумажное чудовище танцующий дракон, которого китайцы носят на себе во время перманентных праздников), щепотка из диснеевской «Фантазии» (когда метлы и швабры выходят из-под контроля мага-недоучки), кое-что из «Гарри Поттера», «Тени», «Престижа», трилогии «Назад в будущее», дилогии про приключения Билла и Теда, а также, что особенно приятно, из нашего родного «Ночного дозора». Вообще из-за того, что «Ученик чародея» являет собой продукцию предельно синтетическую и универсальную, несложно представить себе любой, в том числе и отечественный аналог. Шутки (на самом деле смешные) про нью-йоркских полицейских и активное использование в качестве средств передвижения классических образцов тамошней садово-парковой скульптуры с легкостью могут быть заменены на остроты в адрес столичных сотрудников ГИБДД и изваяний работы Зураба Церетели, а уж использование в качестве сосудов для заточения волшебников самых настоящих арбатских матрешек и подавно не требует комментариев. Но так или иначе, вне зависимости от того, хватит ли запала заниматься во время просмотра практической компаративистикой, зрелище это на редкость симпатичное и непротивное. Как удовлетворенно замечает в одном из эпизодов Бальтазар, заставивший Дейва для усиления магических способностей носить винтажные остроносые штиблеты, «стариковская обувь тебе по ноге» (а можно было бы и процитировать наших «Чародеев» -- «главное, чтобы костюмчик сидел») -- набор вполне избитых фастфудовских приемов и поворотов сюжета идеально приспособлен под то, чтобы провести в зале два часа без опасности изжоги и заворота кишок.
Понятно, что на фоне «Ученика» с его сто раз пережеванными мотивами прекрасного в душе неудачника, важности настоящей дружбы и смешной собачкой на второплановой подтанцовке (какая в мире существует самая забавная порода? разумеется, английский бульдог! а как сделать его еще смешнее -- еще понятнее: состарить и наделить хроническим метеоризмом!) заставляет вспоминать предыдущие работы Брукхаймера как безоговорочный эталон изобретательности и стиля. Но все равно смешно, увлекательно и забавно. Хотя волшебства, как ни крути, ни на гран. Сплошная ловкость рук и традиционное многомиллионное «мошенство».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ