Сегодня Госдума завершает весеннюю сессию. Как отметил вчера спикер палаты, председатель бюро высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов, важные решения принимались легко, и причина тому -- командный дух в работе президента, правительства и парламентского большинства. «Сегодня в нашей стране достаточно совершенная политическая структура и устойчивая политическая ситуация. Многие другие страны могут нам позавидовать. Мы можем принимать законы, которые формируются президентом и правительством. Председатель партии «Единая Россия» одновременно является председателем правительства. Это уникальная ситуация», -- полагает г-н Грызлов, хотя в странах с партийным правительством это совершенно естественно. Г-н Грызлов исключил возможность досрочных выборов в Госдуму.
Представители всех четырех парламентских фракций и политологи подвели итоги сессии в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» Ксенией ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат фракции «Единая Россия»:-- Эта сессия для комитета была объективно достаточно напряженной. Мы продолжили работу над выполнением тех положений послания президента России к Федеральному Собранию, которые касались определенных изменений в российской политической системе. Речь идет об изменениях избирательного законодательства. В частности, законодательства, касающегося организации партийного избирательного процесса на уровне субъектов Российской Федерации. Госдума также рассмотрела предложения президента, касающиеся поправок в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан России и права на участие в референдуме в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Также в первом чтении были приняты поправки в отдельные законодательные акты в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов.
Был принят и в настоящее время находится на рассмотрении Совета Федерации закон, согласно которому вносятся изменения в отдельные законодательные акты России в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями и участниками референдума.
Иван МЕЛЬНИКОВ, вице-спикер Госдумы от фракции КПРФ, первый заместитель председателя ЦК партии:-- Весенняя сессия была довольно насыщенной. Среди более или менее позитивных моментов, наверное, следует выделить пакет президентских законопроектов, которые касаются избирательного законодательства и партийно-политической системы в целом. Этот пакет -- результат
январского Госсовета, который стал следствием
демарша трех фракций, не согласных с беспределом на выборах.
Так, приняты закон о равном освещении деятельности партий в СМИ в регионах, нормы, уменьшающие возможности для произвола с открепительными удостоверениями и досрочным голосованием, по предоставлению помещений для встреч с гражданами. Поддержано наше требование о равных возможностях для региональных депутатов работать на постоянной основе. Все эти нормы, безусловно, абсолютно не то, на чем настаивает наша фракция. Мы выступали с более жесткими мерами. Но хотя бы начался поиск компромиссов, и начался под нашим давлением. Как успех сессии могу выделить ратификацию соглашения о продлении базирования Черноморского флота России в Крыму. Это историческое решение. Негатива, к сожалению, было куда больше. Самый колоссальный негатив -- принятый «Единой Россией» кудринский закон об
изменении правового статуса бюджетных учреждений. Это вирус, троянский конь для всего российского законодательства, который уничтожает все встречающиеся на пути остатки социальных норм. Бюджетные учреждения фактически становятся коммерческими организациями, стимулируется рост платных услуг в здравоохранении, образовании, культуре и других сферах.
Николай ЛЕВИЧЕВ, руководитель фракции "Справедливая Россия":-- Истекающий политический сезон продемонстрировал, что у России появилось три главных шанса, которые нельзя упустить. Первый шанс я связываю с совершенствованием политической системы нашей страны. Все события, которые привели к проведению январского Госсовета на эту тему, и последовавшие инициативы президента в этой сфере дают основания полагать, что в России не должно быть и не будет однопартийной системы. У нас появился шанс для развития реальной многопартийности. И кое-кого это пугает.
Второй шанс, безусловно, связан с осуществлением модернизации России. В это понятие мы вкладываем очень широкий смысл. Экономическая модернизация, на наш взгляд, невозможна без модернизации социально-политической. Третий шанс я связываю с началом широкомасштабной борьбы с коррупцией. Мы убеждены, что нормы о публикации деклараций высших чиновников поставили борьбу с коррупцией на системную основу. Необходимо делать дальнейшие последовательные шаги в этом направлении. Как известно, вчера ряд конкретных предложений внес президент.
Мы поддержали проект по созданию инновационного центра «Сколково», считая это шагом в верном направлении, который должен привести к повышению престижа интеллектуальной деятельности, стимулированию деятельности в области инноваций, созданию российского «креативного класса».
Игорь ЛЕБЕДЕВ, руководитель фракции ЛДПР:-- Основным достижением ЛДПР в нынешнюю сессию считаю работу по модернизации партийно-избирательной системы. Напомню: беспредел тульских и московских властей на осенних выборах 2009 года переполнил чашу терпения оппозиции. Ситуация, сложившаяся с проведением избирательной кампании и последующим подсчетом голосов в этих регионах, стала причиной осеннего демарша ЛДПР, к которому примкнули остальные оппозиционные фракции. Проделана огромная работа над законопроектами о малых партиях, о равном освещении деятельности парламентских партий в региональных СМИ, о праве создавать в региональных парламентах фракции, состоящие даже из одного депутата. Наводится порядок в досрочном голосовании, в голосовании по открепительным удостоверениям и вне избирательного участка.
Не могу умолчать о президентском законопроекте, который приводит количественный состав региональных парламентов в соответствие с численностью избирателей. Это предложение тесно связано с нашей идеей об общей унификации региональных парламентов. Думаю, это только первый шаг в нужном направлении.
Основным разочарованием для ЛДПР стал отклоненный парламентским большинством законопроект нашей фракции, который закладывал транспортный налог в стоимость автомобильного топлива. Фракция ЛДПР также проголосовала против принятия федерального закона о бюджетных организациях.
Дмитрий БАДОВСКИЙ, заместитель директора Института социальных систем:-- Говоря об итогах Думы, я бы в первую очередь отметил региональную политическую реформу. Другим важным событием в законотворческой работе стал запуск модернизационных проектов, принятие пакета законов по «Сколково». Из наиболее существенных инициатив я бы также обратил внимание на те, которые вызвали наибольшее количество дискуссий. Один из них -- законопроект, расширяющий полномочия ФСБ, другой -- закон о реформе бюджетных организаций.
Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:-- Самое важное, пожалуй, это то, что невозможно вспомнить самое важное. Во-первых, законы, принятые в весеннюю сессию, не отличаются идеальным качеством. А во-вторых, мы все равно живем не по писаным законам, а по неписаным. Поэтому какая разница, какой закон приняли. Вот, к примеру, выдающийся закон о необходимости депутатам присутствовать на заседаниях. Если люди не отвечают перед избирателями, а решают свои лоббистские задачи, то зачем им участвовать в заседаниях? Тем более законы принимаются абсолютным большинством, и всем понятно, что ключ находится в Кремле. Коль скоро «Дума не место для дискуссий», зачем требовать от депутатов там находиться? На этом фоне написание закона о том, что там необходимо присутствовать, -- признак бессмысленности этой самой Думы как законодательного органа.