Время новостей
     N°122, 14 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2010
Арифметическая конкуренция
Таможенный союз уменьшит долю российских монополий на рынке
Отмечаемое в этом году двадцатилетие российское антимонопольное ведомство намерено ознаменовать едва ли не самым существенным "моментальным" вкладом в борьбу с монополизмом на российском рынке. Правда, понижение уровня доминирования будет чисто арифметическим: при расчете доли монополистов на рынке Федеральная антимонопольная служба отныне будет учитывать экономику не одной России, а всех трех стран Таможенного союза. Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов вчера признал, что это неизбежно скажется на доле нынешних российских монополистов -- она уменьшится. Но опасности роста реального уровня монополизации в экономике России за счет арифметического понижения доли нынешних крупнейших компаний он не усматривает. Напротив, по его мнению, конкуренция увеличится за счет появления у нас новых игроков с рынков Казахстана и Белоруссии.

Пока же одним из основных направлений развития конкуренции на российском рынке ФАС считает свой вклад в привлечение иностранных инвестиций. Вчера г-н Цыганов рассказал, как много ФАС сделала за последние годы для облегчения прихода крупных иностранных стратегических инвесторов в нашу страну.

Для этого существенно повышены пороги размеров контролируемых сделок -- они в итоге в некоторых случаях оказались даже выше, чем в развитых странах, несмотря на несопоставимость стоимости их рынков и компаний. Сокращены сроки принятия решений по контролируемым сделкам. В конце концов свыше 95% сделок по вхождению иностранцев в российские компании получает одобрение без каких либо ограничений. Запрещается не более 1--1,5% сделок.

Даже принятый в 2008 году закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», по мнению г-на Цыганова, не является реальным препятствием для прихода иностранного капитала в эти самые стратегические отрасли. «В России нет сфер деятельности, закрытых для иностранных инвесторов. Запреты есть для иностранного государственного капитала. А частники -- пожалуйста», -- заверил один из руководителей ФАС.

Заместитель главы ФАС Андрей Цыганов привел статистику решений, принятых правительственной комиссией по инвестициям в стратегические предприятия, возглавляемой премьер-министром Владимиром Путиным и включающей практически все правительство. Из рассмотренных ею 37 ходатайств о вхождении иностранцев в капитал российских стратегических компаний отклонены только два. Сама ФАС рассмотрела 129 ходатайств, но возвращенные ею заявителям запросы не содержали запретов, так как касались либо предприятий, не относящихся к стратегическим, либо случаев, когда иностранные компании не получали контроля над российскими стратегами.

О комфортности для них российского рынка иностранцы говорят и в личных разговорах с Андреем Цыгановым. «Те компании, которые пришли в Россию, прекрасно себя чувствуют. Не исключено, что руководители некоторых из них специально распространяют слухи о том, что здесь все плохо, чтобы сюда не пришли их конкуренты», -- предположил чиновник. Правда, он признал, что за большинством сделок по вложению денег из-за рубежа в наши предприятия на самом деле стоят наши же бизнесмены, которые таким образом пытаются обезопасить свои выведенные за границу средства либо оптимизировать налогообложение. Тем не менее г-н Цыганов заверил: «Реальные сделки с приходом иностранных инвесторов есть. Может быть, их не так много, как хотелось бы. Но они существуют».

Вряд ли приток иностранных инвестиций в российскую экономику в такой мере способен улучшить формальные показатели развития конкуренции в России, как создание Таможенного союза (ТС). С началом его функционирования формируется единое пространство для экономических субъектов всех трех стран. Поэтому ФАС отныне намерена определять долю доминирования компаний на том или ином рынке не в национальных, а в интернациональных границах ТС. «Ясно совершенно, что границы рынков, в которых мы традиционно рассматривали те или иные действия, сделки, антиконкурентные соглашения, расширяются. Это касается всех отраслей, -- предупредил Андрей Цыганов. -- В принципе мы знаем, что такое казахская и белорусская экономики. Не потребуется никакого труда, чтобы понять, что будет с российской угледобывающей промышленностью, если мы к ней добавим Экибастуз, или с российской нефтедобывающей промышленностью с учетом Западного Казахстана».

Для новой методики расчета не потребуется даже вносить изменения в российское законодательство. По словам г-на Цыганова, в сферу регулирования ФАС уже сейчас попадают все соглашения, заключенные за пределами территории России, но оказывающие влияние на состояние конкуренции на российском рынке. «Не случайно Таможенный союз предполагает создание наднационального органа по конкуренции. Для нас это новая реальность, и мы никуда от нее не денемся», -- заявил чиновник.

Такой пересчет, как был вынужден признать Андрей Цыганов в разговоре с корреспондентом «Времени новостей», неизбежно приведет к автоматическому снижению доли российских монополистов на нашем рынке, так как в расчет начнут браться игроки из Казахстана и Белоруссии. Следовательно, ряд монополистов в границах России, перестав быть таковыми в рамках ТС, получат возможность для дальнейшего укрепления своих позиций. Но особых рисков для развития конкуренции представитель ФАС в этом не видит. «Рынок станет более конкурентным. Вместо двух компаний будет четыре», -- пояснил он.

С такой арифметикой не согласны некоторые эксперты. «Ранее, когда применялся порядок расчета рыночной доли с учетом только российской территории, крупный бизнес с большей долей вероятности попадал под антимонопольное ограничение. При новом порядке расчета велик шанс, что для тех же субъектов антимонопольные ограничения действовать перестанут. Соответственно уровень конкуренции на отечественном рынке снизится», -- предупреждает заместитель генерального директора аудиторской компании МКПЦН Елена Южакова.

«Боюсь, на «уровне конкуренции» в России это никак не скажется. Как не было конкуренции на самых емких рынках, так и не будет», -- соглашается директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. По его мнению, наиболее чувствительными к новому порядку расчета могут оказаться энергорынки (поставки электроэнергии, газа, нефти, а также АЗС), продуктовый и банковский ритейл. «Для последних указанное новшество может открыть дорогу к новым приобретениям и экстенсивному развитию», -- опасается г-н Савуляк.

Теоретически с этим согласна и директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. Но она обращает внимание, что практически новый порядок расчета уровней доминирования никак не скажется на положении российских монополистов и потребителей. «Экономики Казахстана и Белоруссии кратно меньше российской, только поэтому капитального размывания долей наших монополистов не произойдет. У нас самый неприятный монополизм является локальным -- на уровне регионов. Ни в нефтедобыче, ни в нефтехимии, ни в угледобыче, ни в металлургии у нас формально монополий на национальном уровне нет. По крайней мере, ни у кого нет более 35% общероссийского рынка. На рынке калийных удобрений наш «Уралкалий» как был, так и останется монополистом, даже с учетом «Белкалия» из белорусского Солигорска», -- поясняет специалист.

Новый порядок расчета уровней доминирования, по ее мнению, прежде всего выгоден для монополистов Казахстана и Белоруссии. «Казахи перестают быть монополистами по всем основным продуктам своей специализации -- нефти, газу, меди, черным металлам, энергетическим углям. «Казмунайгаз» не будет доминировать на рынке нефтедобычи, «Казахмыс» -- на рынке меди, а например, Карагандинский металлургический комбинат -- на рынке металлопроката. В Белоруссии монополистами перестает быть, например, МАЗ, как производитель большегрузных автомобилей», -- считает г-жа Зубаревич.

Едва ли не единственной отраслью, где возможны реальные последствия от нового порядка расчета уровней доминирования, может стать рынок сотовой связи, считает партнер юридической компании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев. «Большинство наших операторов имеют конкурентов в Белоруссии и Казахстане, при этом некоторые российские операторы давно ведут свой бизнес в Казахстане», -- поясняет он. Но эксперт уверен: «Такое положение вещей в ряде отраслей, где сильны казахские и белорусские компании, окажет благоприятное воздействие на развитие конкуренции в России. В свою очередь аналогичный эффект получат Белоруссия и Казахстан в тех сферах, в которых сильны российские компании».

Андрей СУСАРОВ