Время новостей
     N°122, 14 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2010
А панде места не хватило
Молодые художники совмещают естественное с неестественным и предлагают в этом поучаствовать
Выставочные залы Дарвиновского музея. Лифт, пятый этаж, выше. Еще выше. Две новые выставки в рамках II московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» расположились на самой верхотуре, в шпиле под крышей здания по адресу: Вавилова, 57. Кураторы Дарья Воробьева и Инга Югай представляют проекты «Виртуальные марины» и «Границы мироздания». Здесь можно увидеть работы молодых художников из России, Италии, Израиля. Бесконечный коридор, закручивающийся спирально вверх по лестнице, и есть выставочный зал.

Убеждает свойственная молодым художникам игра с материалами, идеями, концепциями и с самой реальностью. Павел Шевский, к примеру, с легкостью стирает грань между зрителем и художником и предлагает всем желающим завершить его творение -- огромное полотно, на котором цветными канцелярскими скрепками складывается мозаика -- желто-синяя зебра. Художник говорит, что это полотно -- воплощение идеи о том, что черно-белые животные во сне всегда видят себя цветными. И вот теперь всем миром можно помочь несчастной зебре осуществить свою мечту. Жаль только, не хватило места панде и бенгальскому тигру (еще две задумки Шевского). Им тоже природа красок недодала.

Следующая инсталляция -- коллаж из журнальных вырезок в форме мандалы под недвусмысленным названием Schtsch (художники Александра Рябикова и Дмитрий Курылев) -- то, что Будда завещал.

По традиции мандала Калачакры отображает физический баланс человека и окружающего мира. В центре изображения -- «божественный дворец» и божество Калачакра, выражающее состояние просветления. Если созерцать ее по спирали от периферии к центру, можно постигнуть глубинный смысл мироздания. Что же до журнальных вырезок, то художники предлагают нам с помощью выбранного ими материала понять, что гармонию и смысл мироздания можно постигнуть даже в обстановке нынешнего постоянного медийного ужаса. Так что повторяем om mani padme hum... и не стоим и созерцаем, а идем дальше, так как условия винтового коридора, к сожалению, в малой степени подходят для медитации.

Следом по коридору бабушкины пуховые платки. Что бы им тут делать? Читаем пояснение: 75% -- hair, 25% -- cotton.

Это работы итальянской художницы Алессандры Росини. Серия салфеток кроше выполнена из хлопково-волосяной нити. И не догадаешься сразу, что речь, оказывается, о социальных и культурных различиях понятия красоты во всем мире. Где-то волосы сдают, где-то несут в храмы, а вот Алессандра Росини нашла им иное применение. Ее узоры кажутся и красивее, и естественнее наращенных прядей манекенщиц и эффектных париков знаменитостей.

Продолжает тему естественного и неестественного «Сад кристаллов» израильской художницы Хилы Арам. В небольших стеклянных шарах помещаются миниатюрные фигуры растений и животных, созданные под видом «искусственной природы». Мутация и изменчивость вследствие перемен в окружающей среде и борьбы за выживание превращает оленя в куст, хомяка в желудь, а барашка и вовсе заставляет ощетиниться. Кажется, это единственная инсталляция, не считая зебры, наиболее удачно вписавшаяся в концепцию Дарвиновского музея. Хотя куратор выставки уверяет, что работы отбирались исключительно по этому критерию. На этом «Границы мироздания», расширенные насколько это возможно, заканчиваются.

Проект «Виртуальные марины» расположился в отдельной комнате. Здесь представлены работы художников Елены и Владимира Коршуновых, Ольги Криворучек, Сергея Прокопова, Марины Рубичевой и других. Полумрак и переливы гитарной музыки моделируют погружение в морскую глубину. Изображения медуз на стенах завершают общую картину. Четыре основных работы -- это компьютерная графика.

Для создания образов океанской стихии авторы, участвующие в проекте, соединили научный анализ с художественным представлением, игрой. Большинство работ связано с компьютерной визуализацией или компьютерным моделированием. Специальные программы из звуков музыки или цифр создают изображения, неотличимые от обитателей водной стихии. Эти марины не претендуют на лавры Айвазовского, но открывают новую страницу художественного творчества. Опять естественное смешивается с техногенным, и чувствуешь одновременно восхищение и страх.

И даже om mani padme hum не помогает, когда думаешь, что зебрин сон-то на самом деле кошмар, а естественное, неестественное и сверхъестественное никак не могут разобраться, что из них главное, а что второстепенное.

Ольга НАДЫКТО
//  читайте тему  //  Выставки