Время новостей
     N°120, 12 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2010
EADS ведет по страницам
Европейский концерн и Boeing представили свои предложения американским ВВС
Европейский аэрокосмический концерн EADS сообщил о продолжении соперничества со своим американским конкурентом Boeing за право получения многомиллиардного заказа на разработку и строительство самолета-заправщика для ВВС США (Air Force). В марте EADS и его североамериканский партнер Northrop Grumman заявили о выходе из конкурса, объяснив это решение его «нечестными условиями», которые якобы были целиком «скроены» под Boeing. Теперь же, когда на конкурсе вновь обозначилась конкуренция, появилась и третья заявка -- с участием украинской фирмы «Антонов».

Конкурс, на кону в котором контракт на производство 179 самолетов общей стоимостью 35 млрд долл., стал предметом разбирательств на высшем политическом уровне. Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози (Германия и Франция -- основные акционеры EADS) предостерегли американских партнеров от «любых протекционистских соблазнов». Спустя некоторое время Пентагон заявил о своей готовности продлить срок аукциона с тем, чтобы европейский EADS смог выступить с новым предложением -- на этот раз без Northrop Grumman. Окончательно сгладил напряженность Барак Обама, пообещавший своим европейским коллегам Меркель и Саркози «честную конкуренцию». Вообще же спор вокруг «сделки века с Air Force» тянется уже не один год. Еще во времена правления президента Джорджа Буша EADS был назван победителем аукциона, но под давлением со стороны Boeing результаты отменили.

Концерн EADS передал в прошлую пятницу американским Air Force свое новое конкурсное предложение на 8800 страницах. Boeing «ограничился» 8000 страницами. «Мы гордимся нашим предложением, т.к. там речь о единственной машине в конкурсе, которая может находиться в полете и одновременно дозаправлять другие самолеты», -- заявил после вручения предложения EADS шеф концерна в Северной Америке Ральф Кросби. Модель, предлагаемая европейцами, при этом современнее и больше, чем конкурентное предложение Boeing. К тому же схожее предложение EADS уже неоднократно одерживало верх в подобных конкурсах, проводимых в других странах. Немецкий самолет под названием KC-45 является модификацией транспортного аэробуса А330. Таким образом, германо-французский тандем выступает с предложением, по сути, технически отработанной машины. Кроме того, европейцы обещают задействовать в реализации проекта 200 американских компаний и создать в США дополнительно 48 тыс. рабочих мест. Сборка KC-45 должна будет производиться в штате Алабама. Для этого EADS построит специальное предприятие, на котором можно будет монтировать не только новый самолет-танкер для Air Force, но и его прототип -- транспортный аэробус А330 для гражданской авиации.

Глава концерна Boeing по вооружениям Деннис Мюйленбург отметил преимущества NewGen Tanker («танкер нового поколения»): машина Boeing сжигает меньше топлива, а также дешевле в обслуживании. Американские конкуренты обещают в ходе реализации проекта создать 50 тыс. рабочих мест -- как собственно в Bоeing, так и еще в 800 компаниях-смежниках на территории США. Базовой моделью для американского танкера нового поколения является испытанный прототип разработки 1980-х годов -- транспортный Воeing-767. Дабы новое детище выглядело не слишком старомодным, оборудование кабины пилотов будет заимствовано у «дримлайнера» Boeing-787.

В борьбе за право получения многомиллиардного заказа за океаном неожиданно проявился третий конкурент -- калифорнийское предприятие US Aerospace также вручило свою оферту Air Force на производство 179 самолетов-танкеров для армии США -- совместно с украинским авиастроительным концерном «Антонов». Сообщение на этот счет содержится в выпущенном в пятницу пресс-релизе US Aerospace. «Оба предприятия гордятся тем, что участвуют в крупнейшем аукционе в истории вооружений», -- говорится в совместном заявлении калифорнийского и украинского предприятий, которые официально заявили о своем партнерстве в начале месяца. Согласно концепции новых участников аукциона отдельные узлы и агрегаты танкера для Air Force будут изготавливаться на Украине, а окончательная сборка машин будет проходить в США.

В общей сложности американские ВВС предполагают произвести замену 534 танкеров и грузовых самолетов. В долгосрочной перспективе общий размер бизнеса может составить 100 млрд евро.

Юрий ШПАКОВ
//  читайте тему  //  Авиапром