Разрастается паника среди живущих в Туркмении обладателей двойного российско-туркменского гражданства.
Как сообщала наша газета, туркменские власти без объяснения причин с начала июля не допустили к вылету в Москву несколько десятков туркменских граждан, имевших второе российское гражданство и предъявлявших на пограничном контроле российский загранпаспорт. Им было предъявлено требование отказаться от одного из гражданств, поскольку согласно ст. 7 конституции Туркмении за гражданином этой страны не признается никакое другое гражданство.
Вчера утром на московский рейс в Ашхабаде снова не были допущены как минимум 11 человек, предъявивших российский паспорт. Как сообщил «Времени новостей» по телефону руководитель консульской службы посольства России в Ашхабаде Евгений Левкоев, отказавшиеся называть свои имена сотрудники государственной миграционной службы Туркмении ссылались при этом на вышестоящее начальство. Г-н Левкоев подчеркнул, что туркменская сторона не согласовывала свои действия с российским консульством. Российские дипломаты, по его словам, «не в состоянии понять динамику этих действий туркменских властей, несмотря на продолжающиеся рабочие контакты с различными ведомствами в Ашхабаде и имеющиеся российско-туркменские двусторонние договоренности».
Российская и зарубежная пресса в последние дни широко освещала эту скандальную ситуацию, созданную благодаря беспрецедентной активности Ашхабада.
Ответом на это стало сообщение, сделанное 7 июля МИД Туркмении, в котором он назвал «распространение в СМИ заведомо искаженных сведений по данному вопросу» попыткой «негативным образом повлиять на традиционно дружеские и добрососедские отношения Туркменистана с Российской Федерацией». Изложив в этом документе положение конституции о непризнании за туркменским гражданином двойного гражданства, МИД заявил, что в соответствии с туркменскими законами «при выезде из Туркменистана для пересечения государственной границы Туркменистана необходимо наличие в паспорте въездной визы иностранного государства, в которое непосредственно въезжает гражданин». «Что касается иностранных граждан, -- говорится в этом сообщении, -- то законом Туркменистана «О миграции» установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства могут въезжать и пребывать на территории Туркменистана на основании визы на въезд в Туркменистан».
Таким образом, туркменский МИД, даже не пытаясь опровергать приведенные во "Времени новостей" сведения, пытается подвести под них юридическое обоснование. Оно выглядит просто: Ашхабад настаивает на законности одностороннего выхода Туркмении из соглашения о двойном гражданстве, подписанного в декабре 1993 года президентами России и Туркмении -- Борисом Ельциным и Сапармуратом Ниязовым. Как известно, это решение, принятое г-ном Ниязовым 22 апреля 2003 года, не было признано Москвой законным. Тогда скандал удалось притушить только после того как покойный ныне Туркменбаши пообещал, что права российских граждан в Туркмении ущемляться не будут. Очевидно, что тогда Ашхабаду было не с руки идти на резкое обострение отношений с Москвой, с которой только что, 10 апреля того же года, было заключено 25-летнее соглашение о стратегическом газовом сотрудничестве. Россия оставалась практически монопольным покупателем туркменского газа, поэтому рисковать было опасно, даже ценой полного избавления от присутствия российских граждан в Туркмении.
Спустя семь лет ситуация изменилась. Россия уже перестала быть главным потребителем туркменских углеводородов, заработал газопровод в Китай. И мечта Туркменбаши сократить до минимума фактор иностранного присутствия в стране, заставив отказаться от двойного гражданства всех своих подданных, могла быть осуществлена без серьезных экономических рисков.
О репутационных потерях, похоже, в Ашхабаде уже давно не задумываются, Туркмения и без того фигурирует во всех мировых рейтингах диктаторских режимов, тотальным образом нарушающих права человека.
Тем не менее, если принять во внимание статьи 6 и 46 конституции Туркмении, где говорится что «Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права» и что «закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет», то ясно, что туркменские власти грубейшим образом нарушают основной закон своей страны.
Пока же есть все признаки того, что в Ашхабаде готовы к массовому отказу "двойных" граждан от туркменского гражданства и их переходу на положение иностранных граждан с видом на жительство. Судя по всему, именно этого будут требовать от тех, кто получил после апреля 2003 года российский паспорт, в котором нет отметки о постановке на учет в российском консульстве в Ашхабаде. Как раз против держателей таких паспортов в первую очередь направлены нынешние действия туркменских властей.
Справедливости ради следует отметить, что незаконному преследованию подвергаются также и лица, имеющие двойное туркмено-турецкое и туркмено-германское гражданство. Разница только в том, что Туркмения не заключала соглашения о двойном гражданстве ни с Турцией, ни с Германией. А среди обладателей российского гражданства в Туркмении, как и семь лет назад, начинается тихая паника. Многие собираются ехать в Россию, боясь возвращаться обратно, другие, наоборот, не рискуют выезжать из Туркмении, боясь, что на границе отберут российский паспорт. Уже ищутся другие возможности отъезда, начинают продавать имущество, недвижимость, чем с выгодой пользуются главным образом местные чиновники.
Как заявил вчера «Времени новостей» Евгений Левкоев, «Москва получает из российской дипмиссии всю необходимую информацию о происходящем в Туркмении с соответствующими комментариями». Однако ни российский МИД, ни Кремль пока никак не реагируют на вопиющие нарушения прав своих соотечественников. В Туркмении их между тем около 120 тысяч.