По данным IBM, есть еще три города, где передвигаться на автомобиле еще тяжелее, чем в Москве. Москва уступает Пекину, Мехико-Сити и Йоханнесбургу в рейтинге Commuter Pain Index (буквально «индекс боли тех, кто регулярно приезжает из пригорода»), составленном IBM.
«Москва выделяется среди других городов временем ожидания в транспортных заторах. Средняя продолжительность самого долгого ожидания московских автомобилистов в пробках за последние три года составляет два с половиной часа. Количество респондентов, указавших, что ждали в пробке более трех часов, составило 42%, и это является самым высоким значением», -- пишут авторы исследования.
Предыдущие два года IBM Commuter Pain Index составлялся только для городов США, а теперь он стал глобальным и опирается на результаты опроса 8192 автомобилистов в 20 городах.
Рассчитывается Commuter Pain Index на основании десяти показателей, восемь из которых субъективны. Примером может служить показатель «согласие с тем, что вождение автомобиля вызывает стресс». Так что четвертое место Москвы свидетельствует не столько об объективно лучшей по сравнению с Пекином, Мехико-Сити и Йоханнесбургом дорожной обстановке, сколько о терпеливости московских водителей.
Если же взять в расчет только объективные критерии, а их два -- время в пути и время ожидания в пробках, шансы Москвы на лидерство серьезно повышаются. Ни в одном городе мира водители не проводят в пробках столько времени, сколько в столице России.
Интерес IBM к исследованию объясняется желанием продвинуть на рынок свои технологии управления городским трафиком. В IBM более 20 лет, вплоть до своей смерти в 2004 году, работал Денос Газис -- один из наиболее авторитетных ученых в области теории транспортного потока (именно он ввел в обиход термин «интеллектуальная транспортная система», обозначающий совокупность информационных технологий, позволяющих эффективно управлять трафиком). Газис был главным конструктором IT-проектов IBM в сфере транспорта.
Эти проекты успешно реализованы, в частности, в Стокгольме (последнее, 20-е, место в Commuter Pain Index) и Лондоне (десятое место). Без IT в этих городах невозможно было бы, в частности, взимать плату за право пользоваться автомобилем в определенных районах города -- задачу идентификации водителей и проверки их права на въезд в такие районы решает компьютер.
Транспортные проблемы Москвы, однако, с помощью IT не решить. «Москва и другие российские города строят большие жилые и офисные здания без каких-либо транспортных усовершенствований в их окрестностях, демонстрируя тем самым отсутствие адекватного понимания городских транспортных проблем», -- полагает профессор Вукан Вучик, советник министра транспорта США, один из главных мировых авторитетов в сфере планировки городов и городских транспортных систем.
IT не помогут избавиться от пробок в городе, транспортная сеть которого не обладает достаточной связностью, -- у водителей нет достаточного количества вариантов для выбора маршрута, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Подготовлено совместно с РИА НОВОСТИ