|
|
N°118, 08 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Равная половина
Гран-при Великобритании откроет вторую часть сезона
Гонкой в Сильверстоуне «Большой цирк» «Формулы-1» открывает вторую половину сезона, уже преподнесшего немало сюрпризов. И кажется, болельщикам не придется скучать и дальше.
Пять победителей в девяти гонках, напряженное соперничество со старта до финиша на каждом этапе, непредсказуемые развязки, плотность среди лидеров личного зачета, нереализованное преимущество в скорости одной команды и стремительный прогресс другой -- таково краткое содержание первой части чемпионата. И главный вывод, подводящий под ней черту, -- относительное равенство сил среди претендентов на чемпионский титул.
Круг претендентов, сохраняющих реальные шансы на итоговую победу, правда, к середине чемпионата заметно сузился. Хотя исключить, что кто-то еще сумеет в него втиснуться, нельзя: даже середнячки по ходу сезона не прекращают работу над улучшением своих машин, а в ведущих командах и вовсе с начала сезона успели подготовить несколько вариантов гоночных болидов, так что неожиданно выстрелить может любой пилот. В этом году появилось сразу несколько интересных технических новинок, и не факт, что обо всех из них уже стало известно.
Самой недооцененной командой начальной стадии чемпионата стал, пожалуй, «Макларен». И это несмотря на то, что англичане собрали под свои знамена двух чемпионов мира. Но разрыв многолетнего партнерского союза с «Мерседесом», затяжная череда скандалов, заставившая бессменного шефа конюшни Рона Денниса отойти от непосредственного руководства, неудачный прошлый сезон не добавляли оптимизма поклонникам команды.
Пока все охали и ахали, гадая, в чем секрет скорости гонщиков «Ред Булл», демонстрируемой на предсезонных тестах, в «Макларене» подготовили интересное новшество -- воздуховод, с помощью которого пилоты могут управлять воздушным потоком, подающимся на заднее крыло. Начало чемпионата Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон провели как на качелях: то взлеты в виде двух побед Баттона и стабильных результатов Хэмилтона, то падения, к которым можно отнести проблемы в квалификации и несколько ошибочных решений при выборе тактики во время гонки.
Пилоты «серебряных стрел» одержали четыре победы, столько же на счету гонщиков «Ред Булл». Хотя если бы не то злосчастное столкновение напарников в Турции, в результате которого Уэббер и Феттель собственноручно отдали верный победный дубль конкурентам, сейчас бы таблица и личного зачета, и Кубка конструкторов выглядела совсем иначе. Повезло «Макларену» и в последней гонке в Валенсии: оштрафованный за обгон пейс-кара Хэмилтон нисколько не пострадал в отличие от его некоторых соперников, честно соблюдавших все правила. Если удача будет и дальше благоволить англичанам, то пилоты «Макларена» смотрятся явными фаворитами в чемпионской гонке. Тем более что прогресс команды из Уокинга налицо: Хэмилтону даже удалось на одну гонку потеснить пилотов «Ред Булл» с поула.
Абсолютное превосходство в квалификации заставило говорить о машинах «Ред Булл» как самых быстрых в чемпионате. Но неумение реализовать это преимущество в гонке начинает настораживать. Похоже, одна из причин этого -- отсутствие победных традиций. Ни молодой Себастьян Феттель, ни более опытный Марк Уэббер никогда не выступали в роли безоговорочных лидеров, которых преследуют безжалостные конкуренты. Это заставляет их ошибаться, оборачивается необязательными потерями очков. В Валенсии для Уэббера это чуть не закончилось трагически: раньше такие кульбиты болида не обошлись бы без тяжелых последствий здоровью пилота.
В руководстве команды только, пожалуй, Эдриан Ньюи знает вкус побед в «Формуле-1». Но как технический директор он больше отвечает за подготовку машин, чем за психологическое состояние в команде. С чем, кстати, англичанин вполне справляется: именно ему принадлежит другая оригинальная идея этого сезона -- «выдувной» диффузор, считающийся главной причиной преимущества «быков» над соперниками. Но этот секрет уже разгадан, и в других командах появились собственные разработки.
После турецкого инцидента пошли разговоры о возникших разногласиях внутри коллектива. Веселая и открытая атмосфера, царившая в стане «быков» до этого, вдруг улетучилась. Может быть, собравшись и сконцентрировавшись не на промоакциях в поддержку продукции владельца конюшни, пилоты наконец обретут дух победителей. Лишь бы этот сублимированный боевой задор они обращали не на соперничество между собой, а на борьбу с конкурентами.
В «Феррари», перегруженной победными традициями, проблемы другого плана. Это, пожалуй, самая загадочная команда сезона. На зимних тестах Фернандо Алонсо и Фелипе Масса смотрелись великолепно, и после двойного успеха в первой гонке, казалось, что скудерия возвращается на утраченные позиции. Но обнаружились проблемы с надежностью двигателей: почти после каждой гонки моторы приходилось менять. По скорости «Феррари» ближе к «Мерседесу» и «Рено», чем к лидерам, и особенного прогресса пока не наблюдается. Похоже, непрекращающаяся кадровая чехарда в Маранелло загубит и этот сезон. Впрочем, для Алонсо еще не все потеряно, и если позволит машина, то ему под силу разбавить великолепную четверку, претендующую на чемпионское звание.
Серьезно настроены и в «Рено». Роберт Кубица, несмотря на отсутствие побед, держится вплотную к лидирующей группе, а французы добились самого большого прогресса в доводке машины по ходу сезона. Она немного уступает в скорости «Макларенам», но более стабильна и менее зависима от типа трассы и погодных условий. Поляк уже созрел для решения больших задач, а отсутствие серьезного внутрикомандного соперничества позволяет команде сосредоточить усилия на первом пилоте. Виталию Петрову при таком раскладе должно стать полегче: от него теперь требуется как можно больше помогать партнеру, и если он не будет допускать глупых ошибок, то за свое будущее может быть спокоен.
Неопределенное впечатление осталось после первой половины сезона от выступления «Мерседеса». Громкое возвращение в «Формулу-1» прославленного немецкого бренда и особенно Михаэля Шумахера как символа немецкой мощи пока не впечатляет. Немцы, казалось бы, сделали правильный шаг, когда приобрели чемпионскую конюшню «Браун», сократив сотрудничество с «Маклареном». Однако продлить прошлогодние успехи Россу Брауну не удалось. К тому же семикратный чемпион после первых гонок принялся жаловаться на непослушный автомобиль, и руководство команды бросилось удовлетворять требования мастера, несмотря на неплохие результаты второго пилота команды Нико Росберга. В итоге и Шумахеру не помогли, и Росбергу все испортили. Команда уже порядочно отстает в развитии от конкурентов, и если в ближайших гонках не сможет преодолеть кризис, то в немецком концерне могут глубоко задуматься, на ту ли лошадку они сделали ставку. Особенно на фоне успехов «Макларена».
Дмитрий СИТНИК