|
|
N°118, 08 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Охота пуще неволи
«Хищники» на московских экранах
Наемник-профессионал Ройс (Эдриен Броуди) очнулся от оглушительного свиста ветра в ушах и, открыв глаза, обнаружил, что пребывает в свободном падении: с невероятной скоростью он приближался к стремительно увеличивающимся внизу девственным джунглям. Неожиданно и очень вовремя раскрылся парашют -- Ройс приземлился на поляну, обнаружил, что цел, невредим и даже вооружен. Но где он находится и как сюда попал? Тем же самым вопросом задаются другие приземлившиеся неподалеку индивидуумы, рухнувшие вниз тоже не с пустыми руками и чуть было не перестрелявшие друг дружку в первые же минуты знакомства. Компания подобралась впечатляющая: боевик латиноамериканского наркокартеля Кухильо (Дэнни Трехо), русский спецназовец Николай (Олег Тактаров), израильская снайперша Изабель (Алиса Брага), Момбаса (Махершалалхашбаз Али), член эскадрона смерти из Сьерра-Леоне, японский якудза Ханзо (Луис Озава), еще штатский хирург и по совместительству ботаник Эдвин (Топер Грейс), а для окончательной полноты боекомплекта -- Стэнс (Уолтер Гоггинс), маньяк-смертник из тюрьмы Сан-Квентин, на счету которого 38 убийств. Все они помнят одну и ту же яркую вспышку, которая возникла перед глазами, а потом провал, забытье и треск раскрывающегося над головой парашюта. Брезжащая где-то на периферии сознания надежда на спасение разбивается вдребезги после того, как «крепкие орешки» выбираются-таки из джунглей на более-менее открытое пространство и обнаруживают, что в небе вместо привычного солнышка светит какая-то совсем уж незнакомая звезда, да не одна. А со всех сторон тем временем начинает доноситься характерное потрескивание и шорох, а по воздуху проходит полупрозрачная вибрация -- коренные обитатели этих мест вышли поохотиться на дичь, тщательно отобранную в далеких земных угодьях.
Впервые космический охотник с хищными жучиными жвалами появился на экранах в 1987 году: в каноническом «Хищнике» Джона Мактирнена он сталкивался в процессе сафари с отрядом командос под предводительством Арнольда Шварценеггера и вынужден был жестоко об этом пожалеть. Тремя годами позже свет увидело продолжение -- «Хищник 2» Стивена Хопкинса, где сезон охоты был открыт в объятом беспорядками Лос-Анджелесе тогда еще недалекого будущего, герой Шварценеггера лишь упоминался, а в противоборство с инопланетянином вступал полицейский, сыгранный Дэнни Гловером. Сиквел был признан неудачным (хотя таковым на самом деле не являлся и с каждым разом смотрится все лучше и лучше), и Хищник вернулся в кино лишь спустя 14 лет -- в проекте «Чужой против Хищника» Пола В.С. Андерсона, где рубился с персонажами другой культовой серии, а в 2007 году ввязался в совершенно дискредитирующую обоих персонажей халтуру «Чужой против Хищника: Реквием» братьев Страусов. И так бы все и кончилось, если бы за дело не взялся Роберт Родригес. Еще в середине 90-х он написал сценарий, в котором земляне попадали на планету Хищников, но тогда взяться за производство никто не рискнул -- по тем временам все это выглядело пугающе дорого. Нынче же все сложилось как нельзя лучше, и Родригесу удалось запустить проект, ограничившись, правда, продюсерскими обязанностями. Это, как ни странно, только пошло фильму на пользу: снимай он фильм самостоятельно, «Хищники» рисковали стать перегруженными киноманским постмодерном в духе «Грайндхауса», и получилось бы кино не столько о Хищниках, сколько о том, как режиссер сильно любит и хорошо помнит фильм-оригинал. А родригесовский протеже Нимрод Антал («Контроль», «Вакансия на жертву», «Инкассаторы») четко понял, что в данном случае является самым главным. И снял жесткий, собранный, серьезный и эффектный боевик, который кажется абсолютно безукоризненным даже на самый предвзятый фанатский взгляд. Никаких излишних умствований (по идее исходная ситуация напоминает сериал «Остаться в живых», и при должном развитии этой темы можно было утонуть в сюжетных выкрутасах), никаких заведомо бессмысленных попыток превратить героев из разнокалиберных брикетов пушечного мяса в интересных и неординарных личностей с глубоким внутренним миром, ничего того, что могло бы отвлечь от главного -- того факта, что Хищник снова вышел на тропу войны.
Это именно тот фильм, что хотелось увидеть все эти годы. Которых, и это ощущение не покидает еще долго после финальных титров, будто бы и не было вовсе. Это не стилизация (пусть даже и безупречная) под боевое кино 80-х периода расцвета, но именно что фильм той эпохи. И по-хорошему «Хищников» после того, как они пройдут (очень хочется надеяться, что успешно) в кино по всему миру, стоило бы издать не на DVD, а на старых добрых видеокассетах. Подобной чести сегодня больше никто недостоин.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ