Время новостей
     N°118, 08 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2010
Сложноподчиненное предложение
«Ростехнадзору» в очередной раз сменили куратора
Западно-Уральское управление «Ростехнадзора» начало расследование ЧП в Кунгурском районе Пермского края, где произошла разгерметизация газопровода компании "Пермнефтегазпереработка". Это первое крупное расследование «Ростехнадзора» после его недавнего переподчинения напрямую правительству. История этого надзорного ведомства показывает, что многочисленные реорганизации и аппаратные интриги вокруг его статуса и полномочий до сих пор не шли на пользу делу.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, или, проще говоря, «Ростехнадзор», была образована в 2004 году в результате слияния Федеральной службы по атомному надзору и Федеральной службы по технологическому надзору. Функции в сфере экологического контроля «Ростехнадзору» были переданы после преобразования Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Надо заметить, что судьба этого ведомства с самого начала складывалась довольно необычно. Первым его руководителем стал Андрей Малышев, до этого возглавлявший «Росатомнадзор». За полтора года, что он проработал на новом посту, ему так и не удалось избавиться от приставки «временно исполняющий обязанности», что может считаться своеобразным рекордом.

Первым «настоящим» руководителем этой структуры стал генерал-полковник Константин Пуликовский. Владимир Путин еще в 2000 году назначил г-на Пуликовского своим полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе. За время работы генерала на этом посту было осуществлено объединение Камчатской области с Корякским автономным округом. Когда в декабре 2005 года после отставки с поста полпреда Константина Пуликовского назначили руководителем «Ростехнадзора», это выглядело понижением.

Между тем у этого ведомства довольно непросто складывались отношения с другой надзорной структурой -- «Росприроднадзором» и, соответственно, стоящим за ним Минприроды. Олег Митволь, бывший тогда заместителем главы «Росприроднадзора» и фактически первым по влиянию и активности чиновником этого ведомства, настойчиво лоббировал идею создания агентства «Росэкология», которому должна была бы перейти часть функций «Ростехнадзора». В феврале 2007 года в интервью «Времени новостей» г-н Пуликовский признал, что ситуация, когда вопросами экологии занимаются два разных ведомства, является неприемлемой, и заявил, что делиться полномочиями ни с кем не собирается. При этом он не исключил, что конкурентная борьба между «Ростехнадзором» и «Росприроднадзором» будет продолжаться.

Этому прогнозу суждено было сбыться. Начиная с 2007 года Минприроды настаивало на создании единого органа, совмещающего контрольные и надзорные функции в сфере экологии. Глава министерства Юрий Трутнев утверждал, что им должен стать госкомитет по экологии. Создать эту организацию можно было либо на базе подконтрольного Минприроды «Росприроднадзора», либо на базе подчинявшегося в то время непосредственно правительству «Ростехнадзора». Однако тогда казалось, что политический вес г-на Пуликовского и главы «Росприроднадзора» Сергея Сая несопоставим, и это гарантирует «Ростехнадзору» победу в аппаратной схватке.

Признаком того, что расклад сил начал меняться, стал скандал, возникший летом 2007 года в результате выяснения причин аварии на шахте «Юбилейная», унесшей жизни 39 горняков. Выступая на правительственном часе в Госдуме, Константин Пуликовский сказал, что причиной ЧП стал человеческий фактор. По его словам, руководство шахты в погоне за увеличением прибыли умышленно нарушило правила безопасности. Это выступление вызвало резкую реакцию со стороны губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, утверждавшего, что взрыв на шахте произошел из-за неожиданного выброса метана, который не успели зафиксировать датчики. Слова губернатора подтвердил и подчиненный г-на Пуликовского -- руководитель регионального управления «Ростехнадзора» по Кемеровской области Андрей Малахов.

При этом г-н Тулеев не стеснялся в выражениях и публично обвинил сотрудников надзорного ведомства в мздоимстве. Более того, он заявил, что «во всех крупных авариях на шахтах страны последних лет есть прямая вина «Ростехнадзора». К этому губернатор присовокупил обращение в прокуратуру, в котором призвал провести расследование деятельности «Ростехнадзора», в том числе разного рода махинаций его сотрудников.

К спору губернатора и федерального ведомства подключили общественность. Свои телеграммы в правительство направили Кемеровский областной совет ветеранов труда, известные в отрасли бригадиры подземных бригад, областной совет народных депутатов, Общественная палата Кемеровской области, Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, региональные отделения партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Все они были возмущены «попыткой Константина Пуликовского переложить ответственность за аварии на шахтах со своего ведомства на других». Когда дело дошло до оглашения официальных итогов расследования, г-н Пуликовский заявил, что причиной гибели людей стал изъян автоматической защитной системы, то есть фактически пошел на попятную, отказавшись от своего ранее озвученного мнения.

История получила продолжение летом следующего, 2008 года, когда произошла авария на шахте имени Ленина в Междуреченске. Губернатор Тулеев и на этот раз обрушился с критикой на г-на Пуликовского, заявив, что его подчиненные относились к проверке шахты без должного усердия и даже, может быть, получили за это взятки. Сложно сказать, стал ли этот скандал причиной или следствием того, что под г-ном Пуликовским зашаталось кресло.

Возможно, кемеровский губернатор позволил себе столь резкий тон, поскольку был уверен, что аппаратные позиции г-на Пуликовского уже не столь прочны. Как бы то ни было, но в мае 2008 года «Ростехнадзор» был выведен из прямого подчинения правительству, переподчинен Минприроды, сам г-н Пуликовский в сентябре того же года ушел в отставку, а место главы «Ростехнадзора» занял его заместитель Николай Кутьин.

Какие бы цели ни ставились при переподчинении «Ростехнадзора», но работа горняков в результате изменения статуса этого ведомства более безопасной не стала. В начале мая 2010 года на угольной шахте «Распадская» произошло ЧП, унесшее жизни около 100 человек. По итогам правительственного обсуждения этой трагедии было принято решение вернуть «Ростехнадзор» в прямое подчинение кабинета министров. Кроме того, премьер Владимир Путин объявил, что полномочия ведомства будут существенно расширены. По его словам, инспекторы «Ростехнадзора» должны иметь право, не дожидаясь суда, «за грубые нарушения правил безопасности» отстранять должностных лиц от работы и даже «приостанавливать работу самой шахты, если нормы загрязнения воздуха достигнут критических 2%». Предложения премьера были одобрены президентом, который подписал соответствующий указ 23 июня.

Артем КОБЗЕВ