|
|
N°115, 05 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Частный осмотр
Госдума лишает ГИБДД части надзорных функций
Российская автоинспекция может лишиться одной из своих функций -- государственного технического осмотра машин. В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект, который передает право проведения техосмотра от ГИБДД коммерческим структурам. Документ разработан группой депутатов во главе с вице-спикером нижней палаты от «Единой России» Олегом Морозовым и его однопартийцем, главой профильного комитета по транспорту Сергеем Шишкаревым. Если закон об обязательном техосмотре будет принят, он станет первым в своем роде -- как поясняют депутаты, сейчас процесс прохождения ТО регулируется лишь ведомственными актами.
Законопроект, в частности, предполагает, что право проведения техосмотра получат юридические лица и индивидуальные предприниматели вне зависимости от формы собственности -- коммерческой структуре достаточно получить сертификат, позволяющий проводить ТО. В документе также поясняется, что юрлицо или предприниматель-индивидуал должны быть «членами одной из саморегулируемых организаций (СРО) центров обязательного технического осмотра (ЦОТО)». Кроме того, в случае принятия закона должен сократиться перечень документов, которые необходимо предъявить для прохождения ТО: автовладельцу не нужно будет предъявлять медицинскую справку и полис ОСАГО.
Разработчики законопроекта считают, что официальная передача функций обязательного ТО в частные руки создаст конкурентную среду и, как следствие, повысит качество обслуживания. Один из соавторов документа, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев, представляя законопроект на заседании нижней палаты в пятницу, заметил, что процесс прохождения техосмотра уже де-факто коммерциализован, но не легально, а по «серым» схемам. Сославшись на данные соцопросов, г-н Шишкарев заявил, что в реальности более 60% автовладельцев не проходят техосмотр, а покупают талон. «Те водители, которые все же решаются пройти данную процедуру, сталкиваются с массой проблем: начиная от огромных очередей, продолжая зачастую необоснованными придирками к техническому состоянию автомобиля и заканчивая в большинстве случаев вымогательством в чуть более завуалированных формах. И самое главное: после такого техосмотра нет никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль (тем более что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечают за последующее техническое состояние машины)», -- подчеркивают авторы законопроекта в приложенной к нему пояснительной записке. Более того, по мнению гг. Морозова, Шишкарева и их коллег, «столь отвратительное исполнение функции техосмотра» от имени государства и государственными же органами не способствует повышению доверия граждан к органам власти. Посему, делают вывод разработчики законопроекта, необходимо пресечь не оправдавшую себя монополию органов ГИБДД на проведение обязательного ТО.
Если законопроект будет принят (что вполне вероятно, ибо в первом чтении его одобрили 342 депутата при одном воздержавшемся), то это, по мнению авторов, выведет процесс прохождения ТО из тени. Автовладелец получит право самостоятельно решать, в какой из центров техобслуживания направить свою машину. Расценки за техосмотр будут определять сами ЦОТО, которые смогут составлять собственную таксу за обслуживание того или иного типа транспортных средств. Однако плата не может превышать максимальной планки, установленной региональными властями. «Методику расчетов предельной максимальной платы должна будет установить Федеральная служба по тарифам» -- поясняется в законопроекте.
Одна из статей документа устанавливает, что новые авто должны передаваться покупателям вместе с талоном обязательного технического осмотра, тем самым владельцы таких автомобилей освобождаются на три года от прохождения данной процедуры. Автовладельцу также дается право провести необходимый ремонт машин по месту прохождения ТО.
Законопроект возлагает на правительство обязанность разработать процедуру получения международного сертификата техосмотра и предусмотреть возможность проведения ТО «с использованием передвижных станций, оснащенных специализированной производственно-технической базой». Кроме того, предполагается, что в системе исполнительной власти должен появиться специальный, уполномоченный правительством госорган, который осуществлял бы надзор за деятельностью саморегулируемых организаций ЦОТО. «Плановая проверка деятельности будет проводиться не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным государственным органом» -- предлагается в одном из пунктов законопроекта. Этот же контрольный орган будет проводить техосмотр «в переходный период формирования системы центров обязательного техобслуживания», пока новая система не заработает.
«Безусловно, можно только приветствовать то, что функция проведения техосмотра будет отобрана у МВД и у ГИБДД, в частности, технический осмотр это не миссия полицейского ведомства», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, идея соединения техосмотра с плановым или внеплановым техническим обслуживанием -- идея здравая, «но дьявол как всегда кроется в деталях». «На мой взгляд, необходимо четко установить ограничения по ценообразованию, с тем, чтобы владельцы центров не завышали расценки, нужно также предусмотреть меры против монополизации услуг ТО, -- подчеркивает г-н Похмелкин. -- Кроме того, человек должен иметь право пройти техосмотр абсолютно в любом центре вне зависимости от того, где зарегистрирована машина и где зарегистрирован сам ее владелец». Лидер ДАР считает, что прохождение повторного техосмотра должно быть бесплатным, «чтобы не было стимула гонять человека по нескольку раз», причем автовладельцу нужно дать право обратиться в другой центр. «Если же закон не будет как следует продуман, то есть опасность, что люди попадут в зависимость на сей раз от коммерческих структур», -- отмечает Похмелкин.
По мнению президента коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, принятие закона, по сути, не повлечет за собой значительных изменений. «Еще в 1998 г. было принято постановление правительства №880 «О порядке проведения гостехосмотра», в нем говорится, что ГАИ вправе привлекать к проведению ТО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, уже в течение 12 лет право проводить техосмотр с применением технических средств диагностирования предоставлено в том числе юрлицам -- государственным и частным, и индивидуальным предпринимателям», -- пояснил «Времени новостей» г-н Травин. Частные структуры проводят инструментальный контроль по договору с ГИБДД. «Это не автосервисы, они просто проводят диагностику. Если бы власть смогла грамотно и понятно сформулировать, что от диагностов функция ТО передается автосервисам, тогда можно было бы говорить о каких-то принципиальных изменениях», -- подчеркивает Виктор Травин.
Глава коллегии правовой защиты автовладельцев отмечает: кто бы ни проводил техосмотр, в любом случае талон ТО выдают сотрудники ГИБДД -- при этом они сверяют маркировочные обозначения, проверяют, не похищен ли автомобиль, и т.д. «Неужели все эти функции будут отданы коммерсантам? Получается, что им будут переданы и базы похищенных транспортных средств, -- задается вопросом Виктор Травин. -- Если все же последнюю точку в ТО по-прежнему будет ставить сотрудник технадзора ГИБДД, то опять же непонятно, что изменится».
Михаил МОШКИН