|
|
N°114, 02 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Но и своей трубы не отдадим
Минэнерго предлагает законодательно закрепить за государством 75% «Транснефти»
В подготавливаемом Министерством энергетики проекте федерального закона «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки» (закон о нефти) минимальный размер доли государства в уставном капитале «организации по управлению единой магистральной трубопроводной системой» установлен на уровне 75%. Фактически если документ будет одобрен правительством в его нынешнем виде, «Транснефти» будет законодательно запрещено привлекать новых частных инвесторов. Источники в компании, впрочем, отмечают, что текущее положение нефтетранспортной монополии позволяет обойтись без привлечения дополнительных средств. Эксперты тем не менее отмечают, что публичное размещение акций позволило бы обеспечить финансирование даже самых амбициозных проектов.
Сейчас доля государства в уставном капитале «Транснефти» составляет 78,1% (контролируются «Росимуществом»). Оставшиеся 21,9% приходятся на привилегированные акции, держателями которых является ряд частных фондов. Напомним, что некоторые из них, в частности Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment, в апреле этого года обратились в Минэнерго с предложением провести IPO транспортировщика. Впрочем, до сих пор отклика со стороны государственных контролирующих структур не последовало. Теперь же в Минэнерго невозможность появления новых инвесторов планируют закрепить на уровне закона.
Как сообщил «Времени новостей» источник, близкий к компании, на сегодняшний день привлечение акционеров не имеет больших выгод как для «Транснефти», так и для государства. «Соотношение долгов и активов компании сейчас оптимальное. Нет смысла в дополнительных заимствованиях. Государству также нет резона распечатывать свой пакет, чтобы обеспечить финансирование отдельных проектов», -- отметил источник. Он пояснил, что часть расходов по реализации наиболее затратного (85--95 млрд руб. на линейную часть и 40 млрд руб. на промысловую) проекта по строительству трубопровода Заполярное--Пурпе возьмут на себя более всего в нем заинтересованные «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Напомним, что ранее указанные компании предлагали «Транснефти» построить этот нефтепровод за свой счет, что, по мнению экспертов, потребовало бы увеличения тарифа на прокачку для всех нефтяников.
В этом смысле куда более выгодным решением выглядело бы проведение IPO. Впрочем, президент транспортной монополии Николай Токарев уже высказывался против данного начинания.
Тем не менее, по мнению ведущего специалиста департамента рыночных исследований «ИФД Капиталъ» Виталия Крюкова, акции транспортировщика пользовались бы большим спросом участников рынка с долгосрочным горизонтом инвестирования.
По итогам 2009 года «Транснефть» выплатит дивиденды в общей сумме 973 млн руб. (15% чистой прибыли). Чистая прибыль компании за прошлый год составила 3,9 млрд руб. (на 5,7% больше показателя за 2008 год). Согласно решению годового собрания акционеров «исходя из размера вознаграждения по итогам 2009 года, с учетом потребительских цен в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России» было выплачено вознаграждение членам совета директоров: председателю СД МДМ-банка Олегу Вьюгину, врио генерального директора «Роснефтегаза» Ларисе Каланде, вице-президенту РАН Александру Некипелову, председателю правления «Морган Стэнли банк» Райру Симоняну и председателю совета директоров ОАО «Евразийский» Сергею Яшечкину. Последний не был переизбран в СД «Транснефти». Его место заняла член правления ВТБ Ольга Дергунова. Свои посты в совете сохранили также глава Минэнерго Сергей Шматко и президент «Транснефти» Николай Токарев.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ