|
|
N°113, 01 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Протест приблизили к террору
Госдума пригрозила транспортным профсоюзам уголовной статьей
Несмотря на декларируемое федеральной властью победоносное окончание кризиса, правительство по-прежнему беспокоит протестный потенциал, накопившийся в обществе в последние годы. Вчера Госдума во втором чтении приняла законопроект, вводящий поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс и ужесточающий ответственность за отказ от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности на транспорте и за создание помех транспортному сообщению. И хотя авторы этого законопроекта, вносившегося в парламент правительством, утверждают, что считали главной задачей новшеств противодействие терроризму и криминалу, очевидно, что на практике они могут быть использованы вполне определенным образом: власти получили более мощный рычаг давления на транспортные профсоюзы и возможность жестко наказывать оппозиционеров и просто недовольных, пытающихся выразить свой протест посредством перекрытия железнодорожных или автомобильных магистралей.
Законопроект был внесен в Госдуму в декабре 2009-го, и необходимость его появления в правительстве объясняют заботой о гражданах, которые в последние годы стали подвергаться большой опасности, передвигаясь по стране на разных видах транспорта. В числе основных болевых точек, в частности, названа угроза терроризма. «Характеристика криминогенной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры обуславливается сохранением нарастания количества актов незаконного вмешательства в работу транспорта, в том числе террористической направленности», -- сказано в пояснительной записке.
В правительстве позаботились и о том, чтобы россияне были ограждены от безалаберности должностных лиц, отвечающих за соблюдение требований безопасности на транспорте. Для этого в статью 267 УК РФ, регламентирующую ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, было введено новое положение: «Отказ от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом». «Это одно из основных нововведений, которое налагает ответственность за нарушения на должностное лицо. Раньше ответственность касалась лишь физических и юридических лиц», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» зампред комитета Госдумы по законодательству единоросс Владимир Груздев. Если же проступок должностного лица повлек за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба в размере более 1 млн руб., то наказание за него предусмотрено вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. В том случае если из-за несоблюдения правил безопасности погиб человек, то ответственное лицо может сесть в тюрьму и на семь лет.
Однако по транспортникам или гражданам, пытающимся отстаивать свои трудовые права перекрытием магистралей, бьет в первую очередь предложенная правительством новая статья УК -- «Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры». Она предполагает штрафы до 80 тыс. руб. либо ограничение свободы на срок до трех лет.
По словам юриста Российского профсоюза авиадиспетчеров (РПА) Олега Бабича, этот законопроект в реальности направлен лишь на то, чтобы «превентивно» запугать людей, возмущенных действиями властей. «Остальное же все отговорки», -- убежден он. Представитель РПА считает, что у нового закона две цели: дать понять людям, которые захотят выйти на пути или магистрали, что они сядут в тюрьму, и ударить по авиадиспетчерам и железнодорожникам, которым теперь будет еще труднее выразить свой протест.
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков не столь категоричен, однако также уверен, что принимать этот документ было необязательно. «Создается впечатление, что правительство пытается бороться с проявлением проблем, а не с самими проблемами. Ведь этот закон не локализует социальную напряженность, а, наоборот, ее провоцирует. В некоторых городах люди просто не имеют возможности повлиять на работодателя или местную власть -- они вынуждены перекрывать дороги», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей г-н Шершуков.
В целом же профлидеры признают, что документ отобьет желание у людей лишний раз выходить на улицу или объявлять забастовку, но дают понять, что полностью задушить цивилизованный протест у властей вряд ли получится. «Мы (члены РПА. -- Ред.) просто все дружно соберемся и пойдем сдавать кровь», -- сказал Олег Бабич. «Запретить людям бастовать не получится. Если закрутят гайки, люди найдут законный способ запрет обойти», -- подтвердил корреспонденту «Времени новостей» общий настрой альтернативных профсоюзов генеральный инспектор труда ФКС «СОЦПРОФ» Сергей Храмов
Вячеслав КОЗЛОВ