|
|
N°113, 01 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невиноватые
СКП отказался привлечь к ответственности следователей, занимавшихся делом Магнитского
СКП вчера сообщил об отказе привлечь к уголовной ответственности сотрудников МВД, которые расследовали дело юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (НСМ) Сергея Магнитского, скончавшегося прошлой осенью в СИЗО «Матросская Тишина». Два месяца назад с таким требованием в следственные органы обратилась председатель правозащитной организации Московская Хельсинкская группа (МХГ) Людмила Алексеева, утверждавшая, что следователи создали для г-на Магнитского невыносимые условия пребывания под стражей, что и привело к его смерти. Однако следствие, учтя ее доводы, подтверждения им не нашло, заявив, что по итогам проверки никакого состава преступления в действиях сотрудников МВД не обнаружено.
37-летний Сергей Магнитский, арестованный по обвинению в неуплате налогов, скончался в СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября прошлого года, по данным судебной экспертизы, от острой сердечной недостаточности. Его смерть вызвала огромный общественный резонанс. Пришлось отреагировать даже президенту Дмитрию Медведеву, который поручил главе СКП Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке заняться расследованием всех обстоятельств случившегося. Вскоре по факту смерти юриста было возбуждено уголовное дело о «халатности» и «неоказании помощи больному», которое расследуется до сих пор. Как утверждали адвокаты Магнитского, в тюрьме у него развилось несколько серьезных болезней, в том числе панкреонекроз поджелудочной железы и калькулезный холецистит. Несмотря на это, задержанный, по уверению защитников, не получал медпомощи -- ему отказывали не только в лекарствах, но и в обычном врачебном осмотре. Вскоре по указу президента были уволены около 20 ответственных сотрудников ФСИН.
Но адвокатов и коллег г-на Магнитского такой исход не удовлетворил, и они заявили, что за его смерть должны нести ответственность представители не только ФСИН, но и правоохранительных органов -- сотрудник Следственного комитета при МВД Олег Сильченко, руководивший следственной группой, сотрудник МВД Артем Кузнецов и его подчиненные Дроганов, Толчинский и Кречетов. По словам представителей фонда, в СИЗО Магнитский якобы намеренно подвергался психологическому и физическому давлению со стороны следователей, которые к тому же упорно просили суд продлить сроки ареста тяжелобольному человеку.
С защитой Магнитского оказались солидарны и правозащитники. В апреле глава МХГ Людмила Алексеева попросила главу СКП Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц МВД, расследовавших дело Магнитского.
Как говорилось в ее обращении, у нее есть все основания полагать, что вышеназванные сотрудники МВД «применяли к Сергею Магнитскому пытки»: «То есть по их указанию и с их попустительства ему создавались заведомо невыносимые, причиняющие физическое и нравственное страдание условия содержания в СИЗО (путем постоянного ухудшения условий содержания, оказания давления, отказа в предоставлении необходимой медицинской помощи) с целью добиться от него заведомо ложных показаний против самого себя и его клиентов». По словам г-жи Алексеевой, всех пятерых сотрудников ведомства необходимо было проверить на причастность к целому ряду преступлений: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконные задержание и заключение под стражу, истязание, принуждение к даче показаний, злоупотребление должностными полномочиями и убийство. «Эта смерть не является случайной, она также произошла не просто по недосмотру или халатности отдельных лиц, работающих в системе исполнения наказаний. Сергей Магнитский погиб от систематических пыток, которым он преднамеренно подвергался по указанию сотрудников МВД РФ», -- резюмировала глава МГХ.
Однако в СКП не нашли фактов, подтверждающих слова г-жи Алексеевой. Как вчера сообщили в ведомстве, «отделом по Тверскому району следственного управления СКП по Москве вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников МВД РФ и Следственного комитета при МВД РФ в связи с отсутствием в их действиях составов преступлений». По словам представителя СКП, по факту обращения Людмилы Алексеевой была проведена проверка, а все приведенные ей доводы учтены и приобщены к делу.
Решение СКП трудно назвать неожиданным. Совсем недавно, в начале июня, о невиновности следователей МВД в смерти юриста заявили и в Генпрокуратуре. В одном из интервью руководитель правового управления ведомства Олег Логунов отметил, что у следствия были все основания для ареста Магнитского, а его смерть была обусловлена низким качеством медобслуживания в российских СИЗО. «Часть из этих оснований ареста в интервью СNN недавно обосновал даже сам Уильям Браудер (глава фонда Hermitage, который в России находится в федеральном розыске по делу о неуплате налогов структурами фонда. -- Ред.), -- сказал г-н Логунов. -- 25 мая он сказал, что обналичил и вывез из России все свои денежные средства -- порядка 4 млрд долл. И кроме того, вывез из России весь свой персонал. Остался один Магнитский. Магнитскому необходимо было завершать дела. Магнитский сфотографировался на британскую визу, активно встречался со свидетелями по делу. Он пытался склонить их к изменению показаний. И в общем-то на сердце Магнитский никогда не жаловался. Эта смерть была внезапной. Для следствия это был большой удар. Это вообще человеческая трагедия сама по себе».
Сергея Магнитского -- партнера юридической компании Firestone Duncan, клиентом которой был НСМ, арестовали в конце 2008 года в рамках дела о неуплате налогов, возбужденного СК против руководства фонда в мае 2007 года. По версии следствия, Магнитский содействовал в уклонении от уплаты налогов структурам НСМ, который до недавнего времени являлся одним из крупнейших зарубежных инвестфондов на российском рынке. Как считают следователи, ущерб от его действий составил около 500 млн руб. Аналогичное обвинение заочно было предъявлено и проживающему в Лондоне главе и основателю фонда Уильяму Браудеру.
В НСМ заявления Следственного комитета всегда называли «не основанными на фактах». По данным фонда, обе компании прошли налоговые проверки без замечаний, а сам Магнитский и вовсе не работал в этих фирмах «ни руководителем, ни бухгалтером», «не подписывал от имени этих компаний никаких налоговых документов».
Как считают в НСМ, арест их юриста стал местью следствия на жалобы фонда по поводу захвата в 2007 году нескольких подконтрольных ему компаний «преступной группой, состоящей из ряда чиновников, представителей правоохранительных органов и уголовных элементов». В связи с этим фонд направлял жалобы в различные ведомства -- от Генпрокуратуры до Счетной палаты, а сам г-н Магнитский не раз давал показания о причастности ряда милиционеров (которые позже вошли в следственную группу по его делу) «в незаконном изъятии первичной правоустанавливающей и иной документации украденных компаний».
Сергей МИНЕНКО