|
|
N°113, 01 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Когда все свои
«Лузеры» на московских экранах
Пять бравых парней из одного цэрэушного стручка (Джеффри Дин Морган, Крис Эванс, Идрис Элба, Коламбус Шорт, Оскар Хаэнада), отряд специального назначения без страха, но с изрядными упреками по отношению друг к другу, высаживаются в Боливии, где им предстоит уничтожить базу наркоторговцев. Для профессионалов их уровня нечто среднее между утренней пробежкой в парке и прохождением первого уровня «Тетриса». Но довольно быстро в снайперских прицелах появляются совершенно незапланированные дети, и операция катится в тартарары. Спецназовцы понимают, что их подставили, но давать задний ход поздно: в радиопередатчиках глумится некий злодей Макс (Джейсон Патрик), дети взрываются вместе с вертолетом, который должен был послужить для бойцов спасительным ковчегом, а родственникам горе-квинтета уже отправили аккуратно сложенные американские флаги и уцелевшие личные вещи. Так и неупокоенным же на самом деле товарищам по оружию приходится влачить не самое скучное существование на правах призраков до тех пор, пока некая роковая красавица (Зои Салдана) не делает им предложение, от которого невозможно да и не хочется отказаться: в закрытых гробах их переправляют на родину, где они получают возможность расквитаться с Максом и как следует пострелять.
Пересказывать сюжет «Лузеров» Сильвена Уайта (выросшего в Париже сына американского баскетболиста, интеллигентного мулата в очках, работавшего в свое время на клипах Спайка Джонса и Мишеля Гондри) -- дело неблагодарное: более всего это напоминает ситуацию, когда распахиваешь дверь в питейное заведение, намереваясь побаловать собутыльников свежим анекдотом, но уже через секунду по вытянувшимся лицам понимаешь, что той же самой байкой их потчевал как минимум десяток вновь прибывших. Только что примерно с такими же исходными данными по экранам пронеслась «Команда А» Джо Карнахана (во всем мире «Лузеры» вышли несколько раньше, но особенно этот факт ничего не меняет), и все штампы боевика про коллектив лихих парий уже были отработаны по полной программе. Но если «Команда» была как минимум недурна, то «Лузеры» практически совершенны. Растянутый (но с удивительным чувством ритма) до полутора часов клип дивной красоты, заставка к хорошей компьютерной игре, «мультфильм», который получается, когда на уголке тетрадных листов рисуешь двигающихся человечков (только тетрадка эта стоит несколько десятков миллионов долларов) -- все эти определения подходят для одновременно инфантильного и нарочито жесткого зрелища как нельзя лучше. Но более всего «Лузеры» напоминают кинопродукцию, которая во времена оны именовалась в наших пенатах «фильмом-допиской»: на трехчасовую видеокассету обычно помещалось два кинопроизведения, первое из которых было мало-мальским блокбастером, а второе -- необязательным, обычно коротким боевиком (а то и произвольно выдернутым из сезона эпизодом какого-нибудь лихого телесериала). Художественной ценности в такого рода бонусе было кот наплакал, но с точки зрения чистого драйва и ни с чем не сравнимого удовольствия с ними просто невозможно было сравнить ни один «настоящий» фильм. «Лузеры» как раз из этой трехгрошовой оперы. Но технически сделанные так, что не придерешься. И при этом ни грана надоевшего постмодерна -- все как в первый раз. Если и есть в фильме цитаты (а они, понятно, имеются), то их не хочется ни вычленять, ни идентифицировать. Не фильм даже, а боевая машина голливудской пехоты. «Сама давит, сама едет, сама помощь подает».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ