Время новостей
     N°107, 23 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2010
Без скидок
ФАС предупреждает торговые сети о росте рисков
Всего через пять месяцев после вступления в силу закона «О торговле» участники рынка и чиновники уже заговорили о необходимости подготовки целого пакета поправок к нему. Вероятные изменения обсуждали вчера члены экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности в России при Министерстве промышленности и торговли.

Наиболее сложные вопросы, естественно, касаются самых болезненных для ритейлеров и поставщиков положений закона, запрещающих бонусы и ограничивающих возможности развития торговых сетей при достижении ими на определенной территории 25-процентной доли в общем продуктовом товарообороте.

Представители регуляторов готовы давать свои разъяснения по наиболее спорным вопросам, но при этом сомневаются, что этими разъяснениями станут руководствоваться суды при рассмотрении вполне вероятных исков. Возможные издержки ритейлерам предлагается относить к коммерческим рискам.

Убрать из своего лексикона запрещенные законом «О торговле» бонусы и говорить лишь о скидках призвал участников заседания экспертного совета директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов. По его словам, в законе дано четкое определение отличия бонуса (вознаграждения) от скидки. Скидка -- это то, что уменьшает цену товара. Бонусы, которые предоставляют (или чаще были вынуждены предоставлять) поставщики сетям, меняют цену договора и на цене товара не сказываются.

Члены совета тут же стали задавать вопросы о возможности использования во взаимоотношениях между поставщиком товаров и торговыми сетями ретроскидок (ранее они назывались ретробонусами и зачастую «выбивались» из поставщиков уже после продажи их товара по зафиксированной в договоре цене). Интересно, что попытку легализации хотя бы части прежних схем предприняли представители не только ритейла, но и крупных поставщиков.

Выяснилось, что Минпромторг и ФАС имеют разные подходы к тому, что считать ценой товара, а по этой причине расходятся и их точки зрения на легальность ретроскидок.

В Минпромторге ценой товара считают ту сумму, которая зафиксирована в договоре поставки между поставщиком и сетью. Естественно, что с ценой, указанной на полке магазина, она не совпадает. И хотя Олег Сазанов оговорился, что «ретроскидки лучше избегать -- очень похожи они на вознаграждения», в итоге признал, что при определенных условиях считает их вполне допустимыми.

Как пояснил «Времени новостей» Олег Сазанов, это может быть, например, скидка за сроки поставки. «Если сеть весь заказанный товар забирает у поставщика вовремя, то от этого выигрывают все: производитель, которому не надо тратиться на складское хранение и сложную логистику, покупатель, который всегда имеет возможность приобретать свежий товар, и сеть, которая все вовремя получает. В этих условиях ретроскидка по итогам отчетного периода вполне заслужена, и она не может быть предоставлена заранее и включена в цену товара. Или скидка за приобретение сетью всего ассортимента выпускаемой поставщиком продукции, а не только наиболее ходовых товаров. В выполнении этого условия можно убедиться только в конце месяца. Главное, чтобы условия такой скидки были изначально оговорены в договоре поставки, а не постфактум», -- пояснил г-н Сазанов.

Он согласился, что на ценах товаров на полках магазинов такая ретроскидка может сказаться в лучшем случае только в следующем месяце. И то не во всех ситуациях, признал чиновник.

А заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров убежден, что скидка должна в обязательном порядке отражаться на цене товара на полке. И по этой причине он глубоко сомневается в законности любых ретроскидок. Действительно, ведь покупатель не сможет получить ретроскидку на ранее приобретенный в магазине товар. Поэтому такие скидки лишь увеличивают маржу сетей.

«Законодатель потому и запретил ретроскидки, что они не учитываются в цене товара на полке, они ложатся как дополнительное бремя на поставщика, его издержки растут, при этом для потребителя цена не снижается, -- пояснил «ВН» г-н Кашеваров. -- Если скидка сразу учитывается в цене, то рынок становится прозрачнее, сразу видно, у кого растут маржинальные доходы». Наличие оборотных скидок за ассортимент он считает дискриминацией малых поставщиков, которые не способны предложить такие же скидки, как крупные. «Выбор в пользу товара должен делать покупатель, ориентируясь на цену и качество, а не ритейлеры, ориентируясь на прибыль, которую им может предложить поставщик», -- убежден представитель ФАС.

Вслед за Олегом Сазановым г-н Кашеваров предложил желающим работать со скидками за ассортимент или за регулярность поставок, заранее оговаривать все возможные скидки и включать их в цену договора, вывешивая в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Минпромторг и ФАС разошлись и в том, как считать единственное разрешенное вознаграждение за объем поставки (чем больше товара закупаешь, тем он дешевле, но размер скидки не может быть более 10%). Минпромторг полагает, что максимальный 10-процентный предел может распространяться на весь объем поставок того или иного агента в сеть. При этом по отдельным наименованиям продукции размер скидки может быть и больше 10%. ФАС намерена добиваться, чтобы по каждой товарной позиции объемная скидка была не больше 10%. И предупредила, что «финальную точку в этом споре поставит суд».

Андрей Кашеваров предостерег участников рынка от использования запрещенных законом схем. «Если ФАС найдет в договоре скидку более 10%, то будут наказаны обе стороны, несмотря на их взаимное согласие с условиями соглашения», -- предупредил представитель ФАС. По его мнению, такая позиция будет способствовать созданию условий честной конкуренции для всех поставщиков.

Еще один болезненный вопрос поднял представитель торговой сети «Магнит». Из интереса, проявленного к этой теме, можно понять, что проблема весьма актуальна и для сети «Копейка». Речь идет о возможном признании незаконными сделок по приобретению или строительству новых торговых объектов в регионах, где торговая сеть контролирует около 25% розничного товарооборота продуктов питания. Например, сеть имеет в каком-то муниципалитете 24% продуктового рынка. Закон не запрещает ей приобрести землю для строительства еще одного торгового объекта. Но даже на согласование градостроительной документации для начала строительства магазина потребуется не менее семи месяцев. Какое-то время потребуется для строительства объекта. И к моменту пуска нового магазина, цена которого способна достигать нескольких десятков миллионов рублей, может оказаться, что по новым данным мониторинга «Росстата» у сети в данном регионе доля увеличилась до 26%. Запуск в строй нового объекта становится незаконным. В таких условиях ни один инвестор не пойдет на столь рискованные вложения.

Представитель Минпромторга согласился, что здесь имеется проблема. Под ограничение может попасть даже тот инвестор, чей объект запускается поэтапно. Последняя очередь может быть признана незаконной, если после пуска предыдущей сеть вышла за пределы 25% рынка. Олег Сазанов предложил подумать над вынесением каких-либо вариантов ее решения на правительственную рабочую группу под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова.

ФАС в данной ситуации не видит проблемы. «Некоторые торговые сети накануне вступления закона в силу инвестировали большие средства в приобретение участков для строительства в тех территориях, где у них и без того доля близка к критической. В ряде случаев эти участки не имеют целевого назначения под объекты торговли. У таких компаний могут быть проблемы, -- признал Андрей Кашеваров. -- Но инвестиции -- это всегда риски. Для инвесторов лучше всего полная монополия. Управление рисками -- это ваша работа».

Тем не менее он тоже признал, что у ФАС уже есть целый перечень необходимых поправок по итогам первого года действия закона «О торговле», которые уже осенью можно будет предложить на суд общественности и начать их обсуждение в Госдуме.

Андрей СУСАРОВ