|
|
N°107, 23 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шанс есть и про нашу честь!
Музейные проекты российских регионов: от идеи к реализации
Государственная политика России в отношении музейной жизни мало у кого вызовет энтузиазм. Даже в отношении бурно обсуждаемой сегодня проблемы «музей и церковь» официальные власти (тот же Минкультуры) предпочитают отмалчиваться, внятную позицию не проявляют. Все мало-мальски интересные проекты в области культуры (включая биеннале и большие выставки) финансируются с привлечением спонсорских денег. Государство в лучшем случае помогает музеям выживать, но не жить полноценной интересной жизнью.
В этой связи огромное значение имеет работа частных фондов, осуществляющих поддержку инновативных музейных проектов. Альтернативные или дополнительные государственные программы музейного проектирования -- это шанс творить, преодолев типичную расейскую рутину. Главное -- этим шансом воспользоваться. Один из лучших примеров -- деятельность фонда Владимира Потанина, осуществляемая сразу в нескольких направлениях музейного проектирования. Первое -- организация конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Конкурс позволяет отслеживать и поощрять небанальные идеи организации музейного дела, а также шаг за шагом (с помощью экспертного сообщества, приглашения музейных сотрудников разных городов и регионов России к общению в семинарах) вести удачные темы к полноценному результату. Второе направление -- грантовая поддержка прославленного профессионального сообщества -- сотрудников Государственного Эрмитажа. Наконец, третье направление -- осуществление издательской программы «Первая публикация», в результате которой выявляются уникальные темы по истории культуры. Их исследование (результатом которого является большая книга) сопровождается параллельными программами, в том числе и выставочными.
Недавно представилась возможность подробно познакомиться с двумя направлениями деятельности фонда: «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Первая публикация».
В конце мая в Пушкинском заповеднике Псковской области состоялась церемония награждения победителей VII конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». 4 июня в рамках программы «Первая публикация» состоялась экспедиция в Кенозерский национальный парк, где в Никольской часовне деревни Усть-Поча установили отреставрированные в Центре академика Грабаря «небеса» -- расписные плафоны последней четверти XIX века. Обе экспедиции помогли скорректировать сложившееся у столичных жителей представление, что музей в провинции -- сонное царство.
Начнем по порядку. Победителями грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» стали двадцать два проекта, придуманных в самых разных по профилю музеях, расположенных от Краснодара до Владивостока. Самый творчески активный и профессионально успешный регион -- Удмуртия. В конкурсе фонда музеи Удмуртии побеждают рекордное число раз, дюжину. В этом году удмурты оказались единственными победителями в «Авторской» номинации с проектами «Дружина» (о профессиональной культуре и этике ведения археологических раскопок) и «Новая волна» (исследование состояния музейной сети Удмуртии в целях консолидации музейного сообщества республики).
По общему числу победителей лидирует номинация «Технологии музейной экспозиции». Девять выбранных проектов обещают переформатировать ретроградный музейный имидж по модным сегодня принципам интерактивности и мультимедийности. Особенные надежды члены жюри и экспертный совет возлагают на проект «Музей на роликах», составленный сотрудником Музейно-выставочного центра города Находка Ольгой Тюкавкиной. Проект адресован прежде всего детям. Они смогут рассекать пространство музея на роликовых коньках и в игровой форме изучать историю колеса в человеческой культуре от Египта, античности к изобретениям Леонардо и до современных высоких технологий.
В аутсайдерах оказались номинация «Партнерские музейные проекты» (выбран только один проект, с характерным в данном случае названием «Наследили!», Приморского музея им. В. Арсеньева; он посвящен местам пребывания Чехова во Владивостоке) и номинация «Музей и технологии туризма» (снова спасением стало имя Чехова, выигравший в ней с проектом «Мелихово (остановка по требованию)» музей «Мелихово» предлагает создать новый туристический маршрут по Чеховскому району Подмосковья). В принципе получившийся расклад с номинациями понятен. Куда соблазнительнее сегодня во имя быстрой эффектной отдачи придумывать лихие музейные аттракционы, чем кропотливо налаживать порушенные связи с общественными институциями, администрациями разного калибра и партнерами-музеями.
Вот еще одна ложка дегтя. Конкурс «Меняющийся музей» устраивается в седьмой раз. Будем честны, далеко не все победители реализуют проекты, достойные собственных заявок. Более того, по-настоящему отлично осуществленных программ считанные единицы. Их, кстати, поощряют в финале церемонии награждения победителей конкурса. В этом году лучших реализованных проектов четыре: «Музей коломенской пастилы», «К нам на огонек» -- симбирская (ульяновская) программа творческих мастерских для пожилых людей, «СВЕТлое детство» -- программа музея «Огни Москвы» по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, «Музейная почта» -- проект музея-заповедника «Михайловское» по реабилитации культуры письма и эпистолярного жанра.
Вполне логично, что словами напутствия победителей этого года у заместителя генерального директора фонда В. Потанина Наталии Самойленко и председателя экспертного совета конкурса Алексея Лебедева были: «Вы выиграли. Так что самое сложное у вас впереди».
Да никако мы писака!
Кто ж забудет легендарный анекдот Хармса о Жуковском и Пушкине и восклицании, что стало (по Хармсу) причиной взаимной любви двух гениев русской поэзии? Шутки шутками, однако проект, посвященный культуре письма в жанре почтовых отправлений «Музейная почта» (руководитель Татьяна Ешина) по-серьезному значим в деле новой коммуникации музея со зрителем. Проект стал победителем в 2008 году. Сегодня в деревне Бугрово Пушкинского заповедника, недалеко от действующей мельницы открыта удивительная почтовая контора. Она напоминает маленькую кунсткамеру: старинный интерьер, столы с хрустальными чернильницами, перья, дагеротипы в витринах, там же затейливые почтовые марки, образцы бумаги... Каждому посетителю приветливая дама в одежде почтового служащего XIX столетия предлагает написать письмо в старинном стиле, руководствуясь образцами эпистолярного жанра золотого Александровского века. Затем письмо со специальным гашением заповедника и местной маркой можно отправить в любой конец мира (партнер проекта ФГУП «Почта России»). Эта аттрактивная часть проекта имеет продолжение не менее важное. Программа «Музейная почта» оказалась действительно чрезвычайно коммуникативна и творчески активна. В 2009 году (год 210-летия А.С. Пушкина) Михайловское организовало Всероссийский конкурс на лучшее письмо, адресованное поэту, его друзьям. Старшеклассники из разных городов подчас являли чудеса эпистолярной культуры. Достаточно сказать, что победитель, девятиклассник из Пятигорска Владислав Танцура, написав послание Пушкину под псевдонимом провинциального пятигорского литератора Владимира Макеева, настолько точно прописал реальный контекст пушкинской биографии, в том числе и визит в Пятигорск, настолько попал в стиль письма эпохи, что члены жюри озадачились всамделишним поиском имени Макеева в академических пушкиноведческих справочниках.
В самом Михайловском экспозиция выстроена по принципу, схожему с изображением судьбы Пушкина в мультфильмах Андрея Хржановского: жизнь ткется в строчках, строфах шумящих, шелестящих текстов. Из них вычерчивается и образ поэта, и реалии времени. Даже стенды с копиями писем и рисунков Пушкина инсталлируют пространство воссозданного пушкинского дома в качестве своеобразного гипертекста.
Связать всех добрым словом музейным работникам Пушкиногорья удается и благодаря акции «Письма благодарности... всем, кто вам дорог». Музей связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге собирал письма наставникам, учителям, придуманные перед последним звонком в школах Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской областей, Пушкиногорья. Это оммаж стихам Пушкина, созданным в год лицейской годовщины: «Наставникам, хранившим юность нашу,//Всем честию, и мертвым и живым,//К устам подъяв признательную чашу,//Не помня зла, за благо воздадим». Посланий набралось более двух тысяч. Их привезли в Михайловское. 5 июня на Всероссийском пушкинском празднике погрузили на воздушный шар и отправили в корзине аэростата баллонной почтой.
Итак, пространство заповедника «Михайловское» во многом оказалось связанным силой слова. Хороший опыт выявления «гения места» Пушкиногорья!
Проекция небес
Сегодня принято много и вязко говорить о совместимости Церкви и Музея, о том, что из них важнее и что необходимо ставить под протекторат в первую очередь. Находящийся на юго-западе Архангельской области природный национальный парк Кенозерье эту проблему решает несуетно и успешно, свидетелем чему были участники второй экспедиции фонда В. Потанина, посвященной завершению проекта «Небеса и окрестности Кенозерья», проходившего в рамках программы «Первая публикация».
В отличие от программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» «Первая публикация» нацелена на создание условий многоуровнего исследования масштабной музейной проблемы. По словам руководителя программы Ирины Остарковой, «сюжетным центром является книга». Ставшая произведением полиграфического искусства (художник Евгений Корнеев) книга-фолиант с публикациями изображений всех сохранившихся часовен и росписей Кенозерья вышла уже зимой. Тогда же в научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря открылась масштабная выставка введенных в научный оборот произведений сакрального искусства Кенозерья, среди которых иконы, поклонные кресты, утварь и чудо света -- расписные потолочные перекрытия часовен, собранные из деревянных радиальных граней по форме пологой пирамиды (см. «Время новостей» от 3 февраля). Выставка свидетельствовала о том, что проект превратился в исследование поистине глобальное, в котором задействованы различные участники, в том числе и Минкультуры, и Министерство природных ресурсов РФ и частный фонд -- Гуманитарный проект Ивана Полякова, поддержавший реставрацию «небес» Никольской часовни деревни Усть-Поча, которые в ходе нынешней экспедиции вернули на свое, «небесное» место в храмовом интерьере.
В Москве прошла академическая презентация проекта. Чтобы понять специфику уникального кенозерского музея без привычной музейной атрибутики, необходимо было съездить под Архангельск. Площадь национального парка около 140 га. Что видим по приезде? Волшебной красоты Кенозеро, обнимающее своей акваторией все пространство, прихотливо обустраивающее территорию с помощью заливов-лахт. На суше -- леса, рощи. Местность пересеченная, каждый пейзаж -- тема нового живописного шедевра. Наблюдаем и деревеньки, к которым по суше иногда не подъедешь. На красном месте -- часовенка с крытым лемехом куполом и башенкой-звонницей. Над озером и деревеньками -- небо фантастическое, каждые полчаса, повинуясь капризам циклонов, оно представляло нам световую феерию невиданную и неописуемую. Пейзажи жили в беспрерывном сверкании. Столпы света прорезали черно-бархатные тучи, золотившее листву солнце нежданно сменялось ливнем и градом, в завершении которого утешением была зацепившая коромыслом весь озерный горизонт двойная радуга. Собственно, это ни с чем не сравнимое кенозерское небо будто бы и спроецировалось на сакральные расписные «небеса» с Христом, Богоматерью, ангелами и святыми в озерных часовнях. Часовни, как и природа, и деревни, и небо, -- часть музея. Однако это музей вне привычного музейного контекста. Служат часовни молельными домами. Открывают их местным жителям и путешественникам живущие в ближних деревнях хранительницы. В большинстве случаев возраста почтенного. У каждой часовни хранительница своя. Одна из старейших -- земная хранительница Никольской часовни в большой деревне Вершинино Пелагея Николаевна Ножкина, дочь Николая Филипповича Ножкина, последнего жителя деревни, не пережившего увоз в заповедник Малые Корелы в 1970-е годы хранимой им Ильинской часовни на Мамоновом острове. Преемственность хранителей сегодня проблема. Однако подвижники имеются. Среди них молодая жительница села Усть-Поча и сотрудница кенозерского парка Марина Гусева, подарившая нам имя самобытного живописца -- автора нескольких «небес» кенозерских часовен конца XIX века, Федора Захарова Иока. Будучи хранителем часовни Николая Чудотворца в Усть-Поче, Марина Гусева обнаружила имя мастера на одной из граней шатрового неба. Именно это «небо» было возвращено сейчас после реставрации.
Помимо «небес» внутри часовен бывают иконостасы. В совсем скромных молельнях -- отдельные иконы на столе. И обязательно заветы -- домотканые полотенца, платки, пояса с вышитым изображением святых или креста. Эти приношения располагают рядом с иконами в знак мольбы и благодарности. Несколько раз в год (обычно в часовенный праздник -- день памяти святого, которому посвящена часовня) в часовнях предусмотрены богослужения со священником.
Собственно, беречь, реставрировать и просвещать -- вот, пожалуй, три главных понятия, которые мыслятся специфически «музейным» делом Кенозерья. Другой музеефикации здесь не требуется. Часовни были построены миром северных крестьян, не знавших государственного и помещичьего гнета, и никакой номенклатуры эта жизнь не терпит до сих пор. В завершении поездки нам показали огромный храмовый ансамбль Почезерского прихода деревни Филипповская. Он состоит из нескольких церквей и колокольни, соединенных переходами. Директор национального парка «Кенозерский» Елена Шатковская считает, что по завершении реставрации в переходах может быть сделана музейная экспозиция, посвященная истории ансамбля, а церкви предназначены для богослужения. Никаких противоречий. Как нет противоречий и в том, что отреставрированные «небеса» Усть-Почи приехали домой, а не осели в архивах центра Грабаря, где они пусть в более совершенных условиях, но лежали бы в запасниках повернутыми к стенам «до лучших времен». Когда был праздник возвращения и освящения усть-починских небес, собрался весь крестьянский мир, и стар и млад (целыми классами дети приезжали и из соседних сел). И в момент освящения у многих на глазах были слезы. Такая правда.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Пушкиногорье -- Бугрово -- Михайловское -- Плесецк -- Кенозерье -- Вершинино -- Усть-Поча -- Москва