Неустойчивым назван характер восстановления российской экономики в опубликованном вчера очередном докладе представительства Всемирного банка (ВБ) в России. После ускорения темпов роста промышленного производства до 6% в IV квартале 2009-го в начале этого года наблюдалось их устойчивое падение. «Официальные оценки экономического роста (2,9%) свидетельствуют о том, что уровень реального ВВП в первом квартале 2010 года даже сократился по сравнению с последним кварталом 2009 года с учетом сезонности», -- отмечается в докладе. И хотя в добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих отраслях рост достигал 11,5 и 11,8% соответственно, в оптовой и розничной торговле он был нулевым, а объемы финансовых услуг упали на 7,3%, масштабы строительства сократились на 9%.
Среди вероятных причин ВБ называет тот факт, что возможности банковского кредитования российских компаний на мировых финансовых рынках по-прежнему серьезно уступают докризисному уровню. Причем в мае потоки капиталов вновь существенно снизились из-за развития бюджетного кризиса в Европе. Но серьезных проблем для российской финансовой системы из-за европейских трудностей эксперты не ожидают. «Влияние этого кризиса на Россию, вероятно, будет довольно ограниченным в связи с гораздо более устойчивой бюджетной и долговой позицией России, а также ограниченными торговыми и финансовыми связями России с проблемными странами», -- успокаивают авторы доклада. Более того, они отмечают, что благодаря прочности финансового положения нашей стране удалось в этом году разместить самый крупный объем суверенных облигаций в истории развивающихся стран -- на 5,5 млрд долларов.
Но сокращение инвестиционной активности (на 4,7% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом 2009 года), по мнению специалистов ВБ, связано не с дефицитом финансовых ресурсов, а с неопределенностью прогноза и, как следствие, с сохранением жестких условий кредитования. Рост производства в этих условиях объясняется тем, что «большинство предприятий, по-видимому, наращивали загрузку существующих производственных мощностей». Тем не менее специалисты ВБ делают весьма приятный для российских властей вывод о том, «что обрабатывающие отрасли становятся движущей силой экономического роста». А апрельские данные о росте розничной торговли на 4,2%, транспортного сектора на 14,8%, а также жилищного строительства на 16,2% они считают следствием ускоренного роста реальных доходов населения в начале года. «И этот процесс скорее всего сохранится до конца года», -- прогнозируют авторы доклада.
К этому выводу их приводят «некоторые фундаментальные улучшения на рынке труда»: до докризисного уровня снизился показатель частично занятых и стабильно растет число вакансий. Правда, рост реальных доходов населения происходит преимущественно за счет индексации пенсий и социальных пособий: зарплаты за январь--апрель выросли на 3,8% при росте реальных доходов в целом на 6,5%. Поэтому благодаря усилиям государства уровень бедности в России оказался ниже ожидавшегося. «Мы ожидаем его дальнейшего снижения до 11,4% в 2010-м и до 10,2% в 2011 году», -- говорится в докладе.
Увеличение потребительской активности неизбежно приведет к росту объемов импорта и ухудшению состояния внешнеторгового баланса, предупреждает ВБ. Пока же достаточно высокие цены на нефть и газ и увеличение объемов экспорта нефтепродуктов и газа позволяют Банку России накапливать валютные резервы (они выросли с 439 млрд долл. в конце 2009 года до 456 млрд в конце мая этого года), а банковскому сектору и компаниям достаточно успешно рефинансировать свои внешние обязательства.
Медленное восстановление внутреннего спроса и отсутствие роста кредитования способствовали снижению инфляции. Но возобновление монетизации экономики в конце прошлого года неизбежно приведет к усилению инфляционного давления в конце 2010-го и особенно в 2011 году, предупреждают авторы исследования.
Курс рубля по отношению к другим валютам будет колебаться все больше. «Если цены на нефть будут удерживаться на уровне 80 долл. и выше, будет тенденция к укреплению рубля, а если цена на нефть опустится ниже 70 долл., курс рубля будет снижаться», -- прогнозируется в докладе.
Всемирный банк приветствует политику сворачивания мер стимулирования экономики за счет государственного бюджета, начатую правительством в I квартале этого года (на 1% ВВП). Авторы доклада надеются, что последовательное движение в этом направлении обеспечит и принятая в мае комплексная программа повышения эффективности бюджетных расходов. Авторы доклада обращают внимание, что рост доходов бюджета и сокращение его дефицита по сравнению с запланированным связаны исключительно с более высокими, чем ожидалось, ценами на нефть. А «ненефтяные доходы (в процентах ВВП) из-за вялой экономической активности еще не восстановились до уровня, наблюдаемого в разгар кризиса в первом квартале 2009 года».
Но одновременно экономисты опасаются, что успехи в борьбе с дефицитом бюджета «в основном опять будут достигнуты за счет столь необходимых расходов на поддержание инфраструктуры».
Специалисты Всемирного банка пересмотрели в сторону понижения свои прогнозы в отношении темпов роста ВВП России, но они по-прежнему превосходят в своей оптимистичности даже официальные российские. ВБ предполагает, что в 2010 году реальный ВВП страны увеличится на 4,5% (прогноз Минэкономики -- 4%, МВФ -- 4,25%;
см. «Время новостей» от 16 июня). В 2011 году валовой продукт вырастет на 4,8%. Это больше, чем в развитых экономиках, но ниже, чем в развивающихся странах.
Дефицит бюджета ВБ также прогнозирует на более низком уровне, чем российское правительство: 4,6% в 2010 году (даже после снижения с 6,8% официальный прогноз дефицита утвержден на уровне 5,4% ВВП; МВФ предполагает, что он будет не ниже 5,9%) и 3,8% -- в 2011-м.
Достичь этих макроэкономических показателей удастся только в случае удержания в этом году средней цены на нефть на уровне 78 долл. за баррель, а в следующем -- при ее снижении не ниже 74 долл. за баррель. Кроме того, «этот прогноз строится на допущении, что еврозоне удастся избежать серьезного дефолта», предупреждают авторы доклада.
Отдельная глава доклада Всемирного банка посвящена проблеме российских моногородов. «В условиях масштабного падения спроса на продукцию градообразующих предприятий, узкой налогооблагаемой базы, масштабного высвобождения рабочей силы и дефицита возможностей для кратковременной альтернативной занятости можно сказать, что моногорода приняли на себя главный удар кризиса», -- делают вывод авторы документа. «Одними деньгами фундаментальные проблемы моногородов решить не удастся, -- предупреждают экономисты. -- У правительства нет достаточных бюджетных ресурсов, чтобы перевести предприятия моногородов в более подходящее место и оснастить их современными технологиями для производства надлежащего ассортимента продукции».
Для решения проблем моногородов государству предлагается стимулировать приток инноваций и диверсификацию за счет создания выгодных условий для новых партнеров с подходящими технологиями и доступом к рынкам, а также путем развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, следует содействовать повышению мобильности населения. «Цель мобильности -- перемещение людских и капитальных ресурсов из непроизводительных районов в производительные», -- провозглашается в докладе ВБ. Люди должны иметь возможность переселяться в агломерации, где отдача от их образования и профессионального опыта наиболее высока. Авторы не скрывают, что «в долгосрочной перспективе некоторые моногорода должны быть брошены».
Государство же для повышения мобильности должно заняться устранением барьеров, препятствующих принятию людьми решения о перемене места жительства. Необходимо обеспечить работникам своевременную заработную плату в полном объеме. Возможно, для этого потребуется создание механизма государственных гарантий зарплаты с правом изъятия активов предприятий, нарушающих свои обязательства. Правительству следует завершить процесс передачи социальных услуг, включая медицинские, образовательные, жилищные услуги, услуги электроснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, от градообразующих предприятий муниципальным властям.
Требуется устранить административные препятствия в виде сложной бюрократической системы регистрации. А также содействовать формированию эффективно функционирующих рынков земли и аренды жилья. В частности, «для этого государство могло бы принять меры, направленные на повышение уровня ликвидности рынков и стимулирование застройщиков к увеличению предложения жилья в растущих агломерациях».