Время новостей
     N°103, 17 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2010
Дороги без дураков
Президент потребовал от правительства лучше продумать механизм создания дорожного фонда
Окончательное решение о создании федерального дорожного фонда еще не принято. Об этом вчера на прошедшем в Горках совещании по вопросам бюджетной политики объявил президент Дмитрий Медведев. Хотя денег на строительство дорог хронически не хватает.

«Я хотел бы послушать, что предлагается, понять, насколько эта конструкция будет работать, -- заявил президент. -- А потом я окончательно приму решение, годится это предложение правительства или придется создавать что-то другое. Вопрос этот открыт». Эти слова президент произнес, прервав доклад министра транспорта Игоря Левитина, говорившего о дорожном фонде как о деле решенном.

Напомним, 19 мая правительство выступило с инициативой создания бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог. Согласно задумке Минтранса, наполняться дорожный фонд должен за счет увеличения ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также за счет введения нового перераспределения зачисления акцизных сборов. По рассчетам министерства, эти меры позволили бы ежегодно аккумулировать в фонде до 475 млрд руб. При этом Минтранс полагает, что компенсировать гражданам повышение акцизов на топливо и автомобили можно было бы, отменив транспортный налог (о плюсах и минусах этой идеи газета "Время новостей" подробно писала в номере от 11 июня).

Чуть позже вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что правительство планирует увеличить акцизы на нефтепродукты с 2011 года для наполнения федерального дорожного фонда. В этот фонд, по его словам, планируется направить доходы, поступающие от присоединения объектов дорожного сервиса и возмещения ущерба, наносимого автодорогам федерального значения. При этом средства, аккумулированные фондом, будут иметь целевое назначение и направляться исключительно на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство автомобильных дорог федерального значения. Кроме того, по словам г-на Иванова, собственные дорожные фонды должны появиться и у российских регионов.

Идея создания федерального дорожного фонда вызвала оживленную полемику в обществе, о чем на вчерашнем заседании напомнил президент. «Их неоднократно критиковали из-за недостаточной эффективности и коррупции. Нужно ответить на эти вопросы», -- сказал глава государства.

Кроме того, полагает г-н Медведев, существуют и иные нерешенные задачи. Например, в случае увеличения акцизов на топливо необходимо создать механизмы социальной поддержки граждан, пользующихся льготами по уплате транспортного налога, а также не забыть о сельскохозяйственных и военных организациях, имеющих транспорт, не облагаемый налогом. «И, конечно, внимательно нужно отнестись к потребностям ветеранов и инвалидов, получивших автомобили в качестве социальной поддержки. Их материальное благополучие в результате работы по созданию дорожных фондов не должно существенно измениться», -- потребовал президент.

Другой проблемой, по мнению г-на Медведева, является определение источников формирования фондов. Глава государства призвал еще раз проверить, выбраны ли самые удачные из них. «Речь идет о создании дополнительного механизма финансирования, которое предполагает уточнения не только расходной, но и доходной части бюджета. Конечно, такое решение потребует максимального учета всех возможных социально-экономических последствий», -- убежден президент.

Глава государства отметил, что обеспечение устойчивого финансирования дорожного хозяйства является одной из самых сложных проблем, а объем средств, выделяемых на эти цели, «не соответствует нормативам». Так, на ремонт и содержание автодорог федерального значения по нормативам положено около 200 млрд руб., для региональных и муниципальных -- 650 млрд, в то время как в бюджете предусмотрено около 60 млрд и 120 млрд соответственно.

«Предлагаю изучить то, что было предложено, еще раз, продолжить работу над предложениями, обсудить еще раз вопрос сохранения или отмены транспортного налога, вопрос социальной поддержки граждан, обладающих льготами, и посмотреть, достигнем ли мы целей, которые ставим перед собой», -- подвел итог заседания г-н Медведев, добавив, что в следующий раз участники встречи должны прийти уже с проектами нормативных актов.

Сама по себе идея создания дорожных фондов очень хороша. Вопрос в том, как она будет реализована, считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

По его словам, для того, чтобы эта идея была достойно претворена в жизнь, необходимо соблюсти два условия. «В первую очередь речь идет о том, что автовладелец, если он хочет ездить по нормальным дорогам, должен быть готов в полном объеме платить за это», -- сказал г-н Блинкин «Времени новостей».

В настоящее время во всем мире деньги в дорожные фонды поступают в виде налогов на бензин и дизельное топливо. Это косвенный измеритель, но достаточно точный: больше проехал -- больше заплатил. С будущего года в наиболее продвинутых странах эта система изменится. Например, в Нидерландах машины будут оснащаться специальным электронным чипом, который при помощи GPS будет определять, сколько километров и по каким дорогам проехал автовладелец. В конце месяца ему будет приходить счет вроде того, что приходит за электричество.

В России же сегодня никто из автовладельцев за дороги в полной мере не платит. В сумме акцизы на бензин и транспортный налог дают меньше 40% всех средств, используемых на цели дорожного хозяйства. «Чтобы дороги были в нормальном состоянии, платить автовладельцы должны больше. Но я не уверен, что правительство готово их к этому понуждать. Я как эксперт могу сказать: акциз надо поднять с 2,7 до 7 руб. Но мне-то при этом никуда избираться не надо», -- сказал г-н Блинкин.

Вторым условием успешной работы дорожного фонда является наличие эффективного механизма контроля расходования его средств. По словам эксперта, в любой развитой стране расходование средств на нужды дорожного хозяйства внимательно изучает масса организаций -- конкуренты выполняющего дорожные работы подрядчика, ассоциация дорожных аудиторов, организации профессиональных проектировщиков. И это не говоря о контроле со стороны самих автомобилистов. Они тоже имеют свои ассоциации, при которых работают эксперты и юристы. «Все они могут поставить крест на карьере чиновника, заключившего договор с недобросовестным подрядчиком. А в России мы никого не выбираем, поэтому чиновники и не боятся недовольства автовладельцев», -- посетовал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Между тем объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной сети в РФ в 2010 году составляет 1,2% ВВП, утверждается в опубликованном вчера докладе Всемирного банка об экономике России. Из этого документа следует, что выделение достаточных средств на ремонт и содержание инфраструктуры экономически эффективно и обойдется значительно дешевле, чем финансирование накапливающихся ремонтно-эксплуатационных проблем и нового строительства в будущем. Всемирный банк подчеркивает: хотя снижение бюджетного дефицита необходимо, есть основания полагать, что добиваться его будут в основном за счет урезания расходов на поддержание инфраструктуры. В этом году прогнозируется снижение госрасходов на транспорт на 0,6% ВВП по сравнению с 2,5% ВВП в 2009 году.

По данным Всемирного банка, Россия находится на 48-м месте в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры. В том числе по качеству железнодорожной инфраструктуры Россия занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной -- на 111-м месте, почти в самом конце. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов Россия находится на 87-м и 82-м местах соответственно.

Артем КОБЗЕВ