Время новостей
     N°91, 28 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2010
К вопросу о Байкале
Государство может вернуть обязательную экологическую экспертизу
В России может опять появиться обязательная государственная экологическая экспертиза, вокруг отмены которой с января 2007 года в свое время было сломано немало копий. Вчера президент Дмитрий Медведев дал правительству месяц на размышление. «Если мы считаем совместно, что утрата экологической экспертизы привела к тяжелым последствиям, то что бы там ни говорили о взятках и бюрократии, надо ее возродить, проблем нет. Поручаю правительству в течение месяца подготовить доклад на этот счет. Это должен быть объективный доклад, с учетом позиций бизнеса и местных властей», -- заявил глава государства в подмосковном Внукове, на заседании президиума Госсовета, посвященном вопросам госрегулирования охраны окружающей среды.

Отношение правительства к этой серьезнейшей проблеме, «экологический нигилизм», как назвал его президент, возмутил Дмитрия Медведева. «Что бы там ни говорили, это не проблема бизнеса, не проблема лоббизма, которые существуют в любой стране. Это проблема отношения начальников государственных к экологии. Поэтому я хотел бы, чтобы правительство прямо высказалось по этой теме, в том числе все уважаемые руководители, ответственные за принятие этих решений», -- жестко заявил г-н Медведев. «Вот пусть они сами, соответствующие начальники, возьмут на себя труд и скажут: мы не хотим такого рода пилотных проектов, которые направлены на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Пусть они прямо об этом скажут нашим людям. А если не скажут, тогда пусть какие-то деньги выделят. Я имею в виду все министерства и руководство правительства России», -- отметил он.

Впрочем, основные деньги на восстановление экологии должны все же пойти за счет самих нарушителей. Рабочая группа Госсовета под руководством президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова предлагает создать единый государственный фонд охраны окружающей среды, который будет финансироваться из штрафов за нанесение ущерба экологии и отчислений крупных монополий на восстановление флоры и фауны. На что конкретно пойдут эти деньги, на заседании не обсуждалось. Но одной из приоритетных задач должно стать развитие альтернативной энергетики.

По словам г-на Илюмжинова, в Евросоюзе принят закон, который к 2020 году обязывает довести долю производства электроэнергии из возобновляемых источников до 20%. В России предлагается ввести норму в 10%. Чтобы финансово стимулировать новую энергетическую программу, предлагается обязать госкомпании закупать «зеленую» энергию, а также доплачивать продавцам за каждый реализованный киловатт-час из госбюджета.

Мэр Москвы Юрий Лужков рассказал собравшимся о своем любимом проекте из области альтернативной энергетики -- электричестве из навоза. «В зоопарке Мюнхена висит табличка: «Берегите слонов! Они дают энергию на весь зоопарк». Это по-настоящему серьезная вещь», -- заметил он. В настоящее время объемы производимой в России экологически чистой энергии не превышают 5 МВт в год. «Даже не буду комментировать эту цифру», -- с горечью заметил в ответ г-н Медведев.

Хотя, конечно, с пренебрежением к экологии относятся не только члены правительства. «Это наша ментальная проблема», -- полагает президент. Но решать ее будут в первую очередь за счет совершенствования законодательства, а не посредством изменения менталитета. «Нам необходима единая государственная политика. Очевидно, что попытка решить экологические проблемы за счет разрозненных действий, за счет несистемных решений ни к чему не приведет, потому что мы в одном месте будем что-то делать, а в другом у нас все будет, к сожалению, проваливаться вниз. О том, что такой подход неэффективен, в полной мере свидетельствует сегодняшнее положение дел, включая (и, может быть, на это я специально хотел бы обратить внимание всех присутствующих здесь руководителей правительства, руководителей регионов) и нерешенные проблемы, неисполненные поручения, неисполненные задачи», -- заявил Дмитрий Медведев.

Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев признал: «По отношению к накопленному экологическому ущербу прошлых лет меры государственного регулирования неэффективны. Там нужна просто генеральная уборка. Минприроды России впервые провело работу по инвентаризации наиболее опасных мест загрязнения. Выявлены 194 горячие экологические точки. Определены шесть пилотных проектов для отработки технологий ликвидации накопленного ущерба. Мы готовы были к началу этой работы в 2009 году, но, к сожалению, в рамках наступившего кризиса финансирование так и не было открыто».

Пилотные проекты -- это бывшие военные базы и полярные станции на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, бывшее ОАО «Фосфор» (химикаты, Самарская область), бывший Ангарский металлургический завод (Иркутская область), ликвидированное производство хлора (г. Усолье-Сибирское), бывший ОАО «Комсомольский сернокислотный завод» (Хабаровский край), вольфрамо-молибденовый комбинат в Бурятии и Курганская область, где хранятся запрещенные к применению пестициды.

По всей России необходимо вводить экологический мониторинг, усилить ответственность за экологические преступления, разграничить ответственность соседних регионов. «Если сравнивать нас с другими странами, у нас еще конь не валялся», -- признал президент. Впрочем, у куда более развитых в этом отношении государств все также складывается непросто. «Американцы, я уверен, тоже считали, что у них все хорошо, что у них все профинансировано, что у них хорошее законодательство, а теперь непонятно, что будет. Что будет с Мексиканским заливом (см. стр. 4), что будет с флорой и фауной моря, и даже непонятно, что будет с этой фирмой (ВР. -- Ред.), потому что неизвестно, что будет происходить. Экологическая ответственность по своей природе такова, что она способна разорить кого угодно -- не только крупную компанию, страну может на колени поставить», -- отметил г-н Медведев.

Помимо общих экологических проблем обсуждалась и такая особая тема, как сохранение озера Байкал. Губернатор Кировской области Никита Белых уже в конце дискуссии обратил внимание, что эта тема на заседании даже не поднималась. «Сегодня эта тема не прозвучала ни в одном из выступлений. Эта проблема не обсуждается, и это ухудшает отношения общества и власти. Кризис доверия между обществом, властью, бизнесом -- это касается не только коррупционных схем, это касается и экологического законодательства, когда нет четкой внятной позиции, нет нормального четкого диалога с обществом», -- заявил он. Но Дмитрий Медведев возразил ему. «Не знаю, почему у кого-то здесь родилось ощущение, что Байкал или какая-либо другая тема относится к числу исключенных из публичного обсуждения. Кто это сказал?» -- риторически спросил он, выступая с заключительным словом. То, что эта тема обсуждается, можно понять, хотя бы набрав «Байкал» в любом поисковике. «Значит, обсуждают все это. И правительство обсуждает. У правительства есть свой взгляд на эту тему, но это взгляд правительства, в нем есть и плюсы, и минусы. Но эта тема не исключена из общественного обсуждения, она вообще не закрыта. Более того, если вы считаете правильным ее поднимать, поднимайте, привлекайте экологические организации к обсуждению. Кто сказал, что это табу? Пожалуйста. Только, конечно, без истерик и кампанейщины», -- заключил президент. Как известно, Владимир Путин подписал постановление правительства, возобновившее работу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Олега Дерипаски, что вызвало массовые митинги протеста в Иркутской области.

В итоге Минприроды к 2011 году должно разработать три федеральные программы с общим финансированием в 2 трлн руб. Одна из них, стоимостью 70,7 млрд, полностью посвящена охране озера Байкал и развитию ее природной территории. Две другие -- «Экологическая безопасность России» (предполагаемый объем финансирования -- 1,863 трлн) и «Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря» (финансирование -- 145,8 млрд рублей).

Вера СИТНИНА