|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощай, зелень тела
«Шрек навсегда» на экранах Москвы и всего мира
Зеленый огр Шрэк совершил уже, кажется, все возможные подвиги и глупости, какие только мог, и живет размеренной, слишком размеренной жизнью вместе со своим зеленым семейством. Но даже самая совершенная идиллия когда-нибудь надоедает: Шрек начинает тосковать по временам, когда его рык был способен вогнать в пятки души пейзан, грязевая ванна не становилась частью экскурсионной программы, а регулярная смена подгузников очаровательной орочьей тройне не могла присниться и в самом страшном сне. Именно на пике подобного рода настроений Шрека подлавливает корыстный карлик Румпельштильцхен, тяжело переживающий сорвавшуюся по вине огра аферу по рейдерскому захвату Тридевятого королевства. Шрек неосмотрительно подписывает договор, и окружающая действительность меняется до неузнаваемости: крестьяне и вправду опять боятся огров, но при этом Румпель восседает на королевском троне, Осел и Кот в сапогах при встрече со Шреком делают круглые глаза и напрочь отказываются признать в нем былого лучшего друга, а Фиона оказывается вовсе не любящей женой и матерью, а предводительницей партизанского отряда орков, и целоваться со Шреком (а только «поцелуй любви» может вернуть все на круги своя) решительно не собирается...
В какие-то дополнительные подробности вдаваться вряд ли необходимо -- о том, кто такой Шрек и все остальные, прекрасно осведомлено практически все прогрессивное человечество. Шрекономика должна быть шрекономной: три первые серии этого мультфильма собрали по миру больше двух миллиардов, а ведь в активах Тридевятого королевства еще соответствующий бродвейский мюзикл, тематические аттракционы, телевизионная мультипликация и несметное количество сопутствующих товаров -- на одних только зеленых шапочках со шрековскими ушами студия Dreamworks может безбедно существовать до скончания века. Но при этом Шрек и компания стали не только сверхуспешными в коммерческом плане персонажами, но и оказались уверенно вписаны в контекст "настоящего" мирового кинематографа -- как минимум первые две части восторженно, без скидок на мультипликационность приветствовали главные кинокритики мира, первая серия получила "Оскара" как лучший анимационный фильм, а вторая так и вовсе участвовала в основном конкурсе Канна-2004, на равных с "2046" Вонга Карвая, "Олдбоем" Пака Чан Вука и "Жизнью как чудом" Эмира Кустурицы. Именно "Шрек" задал вектор отношения к полнометражному мультфильму как к вполне равноценной части кинопроцесса, именно после похождений зеленого огра стало понятно, что предназначенный, кажется, исключительно для субботних детсадовских утренников мультик можно ставить даже на самые поздние сеансы -- аудитория в любом случае найдется. И первые два раза все сработало. Но вот третья серия оставила после себя неприятный пластмассовый привкус. Слишком уж хорошо создатели "Шрека Третьего" понимали, чего от них ждут; разудалая анархия окончательно сменилась выверенным с помощью какого-то нанотехнологического штангенциркуля расчетом. Кто, как и зачем появится в очередной сцене, можно было предсказать, не открывая глаз, а то и не входя в кинотеатр. И тем более неприятно резал слух одобрительный смех почтеннейшей публики: в большинстве своем она и не заметила, что хохочет не потому, что на экране происходит нечто на самом деле забавное, но исключительно по причине наличия очередной "смехоточки" в графике раскадровок, вычерченном на миллиметровой бумаге. А некогда вполне живые герои превратились в чистую функцию.
Увы, но четвертую и официально последнюю часть истории постигла совсем уж прискорбная судьба. Даже идея о переносе действия в альтернативную реальность парадоксальным образом делает нового "Шрека" еще более формальным и предсказуемым. Ничего нового: с самого начала понятно, что наибольший восторг вызовет возвращение героев к старым трюкам, отработанным заранее: как бы ни старался Кот в сапогах потешить зрителей своим новым имиджем (он растолстел и обленился на дармовых сливках), все равно от него ждут только одного -- фирменного жалостливого взгляда. Хотя это абсолютно невозможно, но все-таки кажется, что мультипликационные герои на самом деле, и, кажется, абсолютно помимо воли собственных творцов, устали. Им не терпится отыграть последний акт и спокойно уйти на заслуженный отдых, куда уже не дотянется трехмерная камера. Тем более что помянутых творцов интересуют, похоже, совсем специальные предметы: так, например, команда по созданию характеров во главе с Оливером Финкельдом сосредоточилась на такой вещи, как "драматургия волос": "Важно, чтобы кудри и локоны Фионы не закрывали плечи, руки и шею". Волосы, как, впрочем, и все остальное, и впрямь удались на славу -- технология 3D оказалась тут как нельзя кстати. А вот с былой радостью как-то не заладилось. И если совсем недавно цвет заглавного персонажа ассоциировался в худшем случае с колером американских долларов, то теперь в нем все отчетливей проступает оттенок тоски зеленой.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ