|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жалобная книга избирателей
Горячая линия Общественной палаты по выборам используется гражданами для решения бытовых проблем
В России постепенно начинается подготовка к осеннему единому дню голосования, назначенному на 10 октября 2010 года. Напомним, что на этот день назначены выборы региональных парламентов в Белгородской, Костромской, Магаданской, Новосибирской областях и в Республике Тува. Гордумы будут избираться в Махачкале, Казани, Чебоксарах, Ижевске, Краснодаре, Калуге, Костроме, Магадане, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Томске и Тамбове. Кроме того, жители Махачкалы и Самары выберут себе мэров. На последнем заседании Центральная избирательная комиссия утвердила комплекс мероприятий по подготовке и проведению дня выборов 10 октября.
Не дремлют и остальные организации, специализирующиеся на защите прав избирателей. В частности, Общественная палата выпустила доклад, в котором подробно анализируются обращения граждан на так называемую горячую линию, которая традиционно открывает свою работу накануне очередного дня голосования. Одним из главных авторов доклада является Андрей Пржездомский, председатель координационного совета по защите избирательных прав граждан, который и курирует работу горячей линии.
Главная мысль этого доклада заключается в том, что граждане России успели полюбить горячую линию как способ решения социально-бытовых проблем на местах. Избирательные вопросы по-прежнему волнуют россиян куда меньше, чем протекающая крыша или неисправный водопровод.
Правда, авторы доклада отмечают, что пик обращений по социальным вопросам пришелся на март 2009 года, когда 34% звонков носили характер своеобразного «предвыборного шантажа» из цикла «а если не включат газ, не будем голосовать!». В марте 2010 года доля таких ультимативных жалоб снизилось до 19%. Организаторы усматривают в этом признак «повышения внимания избирателей к самому процессу выборов». Между тем, судя по цифрам, в начале прошлого года горячая линия вообще пережила пик своей популярности: тогда на нее поступил 2381 звонок, а этой весной -- только 1564. Возможно, всплеск активности объяснялся тем, что именно к выборам марта 2009 года граждане на собственном опыте прочувствовали вкус экономического кризиса, к которому сейчас уже успели привыкнуть.
Самыми активными избирателями, судя по имеющимся данным, являются гражданки предпенсионного и пенсионного возраста. Причем чем женщина старше, тем с большей вероятностью она будет искать справедливости на горячей линии. Лидерство удерживает группа пенсионерок старше 60 лет (12,5% обращений), а вот второе место почему-то занимают молодые девушки и женщины в возрасте от 18 до 29 лет. Меньше всего склонны обращаться на горячую линию мужчины от 50 до 59 лет (7,4% звонков). В целом пенсионеры обоих полов составляют треть (32,8%) позвонивших. Абсолютное их большинство живет в городах (85%), а треть (36%) -- в столицах субъектов федерации. 42% имеет высшее образование. Чем ниже уровень образования электората, тем меньше интересна им горячая линия -- от людей с неполным средним образованием поступило только 20 звонков (1,3%).
Опираясь на эти цифры, можно составить портрет среднестатистического избирателя, ищущего справедливости на горячей линии: это женщина-пенсионерка с высшим образованием, живущая в городе и скорее всего в силу возраста и статуса ограниченная в социальных контактах. В этих условиях телефон становится прекрасным средством выразить свое возмущение творящимися вокруг социально-бытовыми безобразиями. Судя по тексту брошюры, в форме которой публикуется доклад, организаторы горячей линии этим даже гордятся. Подробному анализу социальных жалоб посвящена практически вся брошюра -- с 19-й по 67-ю страницу. Как выяснилось, больше всего звонков по этим вопросам поступило из Курганской (23%) и Калужской (19%) областей. 41% граждан волновали проблемы ЖКХ, 28% инфраструктура и тарифы, 25% -- медицина и социальная защита.
Обращения, судя по тексту доклада, тщательно суммировались, после чего передавались руководителям органов исполнительной власти регионов и местного самоуправления. И некоторым избирателям действительно в честь выборов восстановили водоснабжение или очистили от снега крышу. Авторы аналитического доклада видят в этом «беспрецедентную возможность для переноса поднятых проблем из сферы обсуждения и обмена мнениями в совершенно иную -- практическую плоскость решения этих проблем». Хотя из приведенных цифр гораздо очевиднее другое: избиратели не надеются на решение своих проблем с помощью собственно выборов. Горячая линия становится всероссийской «жалобной книгой» и еще одним механизмом «ручного управления». Кому повезло -- дозвонился на прямую линию премьеру Владимиру Путину, а кому не очень -- попробует дозвониться хотя бы на горячую линию в Общественную палату.
Наталья РОЖКОВА