|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Граница. Инструкция по эксплуатации
ФТС предлагает бизнесу самому адаптироваться к проблемам, порожденным Таможенным союзом
Федеральная таможенная служба (ФТС) России предупреждает всех участников внешнеэкономической деятельности о необходимости массового обучения их юристов и логистиков новым правилам работы в связи с началом реального функционирования Таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России. Постигать тайны тройственного союза им предлагается самостоятельно. ФТС готова взять на себя лишь повышение квалификации таможенных работников, а также обучение «правилам пользования» Таможенным союзом наших контрагентов из стран, являющихся основными внешнеторговыми партнерами России.
Все вопросы по проблемам, возникающим у участников внешнеторговой деятельности в связи с формированием Таможенного союза, руководители ФТС порекомендовали бизнесу адресовать своим юристам, консультантам, логистикам, внешнеторговым брокерам. «Они за это деньги получают. Если они не справляются со своей работой -- увольте. Мы можем проинформировать, но научиться, как ему работать в новых условиях, бизнес, наверное, должен сам», -- заявил начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смеляков на пресс-конференции. Необходимость обучения бизнеса новым правилам признал и начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов. Он порекомендовал предпринимателям лишний раз не «бить в колокола» по поводу пробела, обнаруженного ими в законодательстве ТС. «Надо учитывать не только Таможенный кодекс ТС, но и все другие звенья законодательства», -- напомнил специалист.
По сути, это стало ответом ведомства на обеспокоенность предпринимательского сообщества, высказанную в понедельник на встрече руководства Российского союза промышленников и предпринимателей с премьер-министром Владимиром Путиным. Глава правительства сам призвал бизнесменов стать «контролерами бюрократии» при создании ТС, «чтобы в ходе интеграции и сближения национальных экономик не возникли новые административные барьеры». Глава РСПП Александр Шохин тут же воспользовался предложением г-на Путина и назвал обсуждаемый сейчас в правительстве проект закона «О таможенном регулировании в РФ», который после 1 июля 2010 года должен прийти на смену Таможенному кодексу РФ, «непроработанным». Лидер бизнес-сообщества обратил внимание, что в законопроекте содержится «около 150 отсылочных норм к постановлениям правительства». Но самое неприятное для бизнеса, по словам г-на Шохина, заключается в том, что документ значительно расширяет полномочия чиновников ФТС. Например, разрешает им без веских оснований и фактически без объяснения причин продлевать сроки растаможки с одного до десяти дней.
В ФТС не скрывают, что с появлением Таможенного союза законодательное и нормативное поле для внешнеторговой деятельности радикально меняется. «В практику таможенных органов будут внедряться новые понятия, по-новому будет регулироваться ряд правоотношений, потребуется переосмысление принципов контроля, -- отмечается в распространенном среди журналистов пресс-релизе. -- К 1 июля 2010 года сложится новая система нормативно-правового регулирования таможенных правоотношений в РФ, которая будет состоять из нескольких ступеней: Таможенный кодекс ТС, международные соглашения государств -- членов ТС и решения комиссии ТС, федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты РФ и акты ФТС».
Уже со следующей недели в ФТС начнется массовое обучение новым правилам работы, которое затронет все звенья и уровни таможенной системы и всех сотрудников. Образовательные семинары по разъяснению правовой базы ТС проводятся и с иностранными бизнесменами из стран, наиболее активно торгующих с Россией. По словам начальника управления таможенного сотрудничества Сергея Коноваленко, первое образовательное мероприятие уже прошло с китайскими предпринимателями. Заинтересованность проявили бизнесмены Литвы, Финляндии и ряда других стран.
Рекомендуя бизнесу тщательно изучать новое таможенное законодательство, представители ФТС напомнили, что значительная его часть до сих пор не утверждена в окончательном виде. Полностью согласованы пока только восемь из 17 межправительственных соглашений. «Шесть из них планируются к подписанию на заседании совета глав правительств стран -- участниц ТС 21 мая в Санкт-Петербурге в рамках заседания межгоссовета ЕврАзЭС. Еще два будут подписаны позже на уровне президентов», -- пояснил г-н Коноваленко.
В частности, эти соглашения касаются правовой помощи и взаимодействия таможенных органов стран-участниц по уголовным и административным делам, по обмену информацией между партнерами, в том числе о товарах и транспорте, пересекающих границу ТС, а также об условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин. «Мы надеемся, что после 21 мая мы будем иметь ответы от наших руководителей, в каком направлении экспертам дорабатывать эти соглашения. После этого они будут в быстром режиме проведены через органы ТС», -- пояснил начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин.
19 мая на ратификацию в Госдуму внесены поправки в договор о таможенном кодексе Таможенного союза. Проект закона «О таможенном регулировании в РФ» также должен быть вскоре передан правительством депутатам. Кстати, Владимир Ивин выразил надежду, что Казахстан и Белоруссия пойдут по российскому пути адаптации национального таможенного законодательства к работе в условиях ТС, «чтобы бизнесменам не пришлось знакомиться с национальным законодательством партнеров». Но надежд на это немного: Белоруссия собирается вести наднациональное таможенное регулирование с помощью указов президента, а Казахстан планирует принять новый, адаптированный к формату ТС таможенный кодекс. И тот и другой вариант предполагает множество отсылок на национальное законодательство.
На самом высоком уровне приходится решать и, казалось бы, такие мелкие проблемы, как порядок перемещения через российско-белорусскую границу подержанных легковых автомобилей, приобретенных белорусскими гражданами. Этот вопрос тоже стоит в повестке встречи премьеров таможенной тройки 21 мая в Санкт-Петербурге. Как заверил г-н Ивин, прорабатывается вариант, чтобы не пострадали ни белорусские граждане, ни российский бюджет. Въезжать на своих автомобилях на территорию России белорусы смогут на условиях временного ввоза. При намерении продать автомобиль на территории России с покупателя будет взята разница между российской и белорусской ввозной пошлиной.
При этом и во вступивших в силу документах до сих пор содержится немало оговорок и исключений. Например, Владимир Ивин напомнил, что для Казахстана в едином таможенном тарифе по 408 позициям установлен переходный период, который будет действовать до окончательного снятия таможенного контроля на российско-казахстанской границе с 1 июля 2011 года. По отдельным особенно чувствительным товарам переходные периоды сохранятся до 2015 года.
ФТС не исключает, что часть российских участников внешнеэкономической деятельности после тщательного изучения нового таможенного законодательства решит перенести свой бизнес, по крайней мере по таможенному оформлению, в соседние страны. «Никто не может запретить вести бизнес там, где есть наиболее комфортные условия для этого. Для того и создавался ТС, чтобы снять барьеры для экономической деятельности. Но вряд ли российский бизнес пойдет в Белоруссию. Там налоги выше, чем в России. Скорее всего это может быть Казахстан, где и налоги ниже, и таможенные процедуры проще», -- рассуждает г-н Ивин. В любом случае он полагает, что «массовой утечки не будет».
Одновременно чиновник не исключает, что часть компаний других членов ТС сочтет более выгодным перенести свой бизнес на территорию России. «Унификации таможенного законодательства недостаточно для создания равных условий функционирования бизнеса. Важно обеспечить еще и равные условия выполнения этого законодательства на территории всех трех стран, равную глубину таможенного контроля», -- добавил Дмитрий Некрасов.
От оптимизации таможенных платежей на какое-то время российский бюджет сможет защитить принцип резидентства, заложенный в переходные положения. По нему таможенное оформление товара будет проводиться в той стране, где зарегистрирован его получатель. Но это временная мера, так как применять ее предполагается до формирования Единого экономического пространства, которое по нынешним планам должно появиться к началу 2012 года.
В связи с созданием Таможенного союза части сотрудников пунктов таможенного пропуска на российско-белорусской и российско-казахстанской границе будет предложено переехать в другие регионы. Около 200 сотрудников, обслуживавших российско-белорусскую границу, уже сейчас переведено в штат смоленской таможни. «Люди должны быть обязательно трудоустроены», -- заверил г-н Смеляков. А г-н Ивин уточнил: «Возможно, в другом регионе».
Но с созданием ТС Россия не намерена оголять российско-казахстанскую границу. «Это не союзное государство, не единое экономическое пространство, -- объяснил г-н Некрасов. -- Пересечение границы (с Казахстаном. -- Ред.) будет возможно только в официальных пунктах пропуска. Из них уйдет санитарный, фитосанитарный и прочий контроль, который переносится на внешние границы ТС. Но пограничный контроль сохранится, как и отдельные элементы таможенного контроля». Это связано с тем, что останутся в силе ограничения на перемещение определенных товаров между странами -- участницами Таможенного союза. В частности, это касается наркотиков, оружия, культурных ценностей. Остается и таможенный пункт в Смоленске для оформления грузов, следующих в Россию транзитом через Белоруссию. Не предполагается пересматривать и реализуемую сейчас ФТС России программу переноса таможенного оформления ближе к границе.
Андрей СУСАРОВ