|
|
N°85, 20 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миротворцы ждут перемен
Россия и Украина запутали экспертов
На 24 мая в Астане намечена встреча участников приднестровского урегулирования в формате «5+2». Это две стороны конфликта (Молдавия и Приднестровье), посредники (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Россия и Украина) и наблюдатели (Евросоюз и США). Ожидается, что главной темой обсуждения станет возобновление переговоров в формате «5+2», прерванных весной 2006 года. Четыре года назад Молдавия при поддержке Украины, ЕС и США ввела экономическую блокаду приднестровского региона. Москва осудила эту акцию, а Тирасполь в знак протеста вышел из переговоров.
17 мая в Киеве президенты России и Украины выступили с заявлением по Приднестровью. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подчеркнули, что проблема должна быть решена «мирными политическими средствами, путем равноправного диалога с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Молдовы, конституционного нейтралитета и формирования единого правового экономического и оборонного пространства». Они призвали к возобновлению переговоров, а также высоко оценили действия российских миротворцов в регионе, которые на протяжении нескольких лет гарантируют там мир. Но при этом российский и украинский лидеры не возражают против превращения в будущем нынешней миротворческой операции в операцию по гарантированию мира под эгидой ОБСЕ, о чем договорились еще в марте 2009 года президенты Приднестровья, Молдавии и России.
Это заявление, однако, вызвало разноречивые отклики экспертов, вплоть до предположений, что Россия готова отказаться от традиционного влияния в приднестровском регионе в пользу Украины в обмен на договоренности по Черноморскому флоту и в газовой сфере. А молдавский премьер-министр Влад Филат воспользовался поводом, чтобы поскорее «начать консультации о преобразовании миротворческой операции в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом». Он призвал «к сокращению военного фактора в регионе, в том числе полному выводу боеприпасов, принадлежащих Российской Федерации, и военного контингента, охраняющего их».
Директор программ Кишиневского института общественной политики Оазу Нантой заметил «Времени новостей», что в ближайшем будущем такие консультации вряд ли дадут результат, «поскольку Москва сошлется на несогласие Тирасполя с подобными нововведениями». Вместе с тем эксперт указал, что если в принятом в марте 2009 года решение вопроса о миротворцах увязывали с завершением приднестровского урегулирования, то в киевском заявлении его предполагается рассмотреть в контексте урегулирования. «Эта более гибкая формулировка была важна для Виктора Януковича, не желающего рассориться по данному поводу с Евросоюзом», -- предположил наш собеседник.
По словам сопредседателя Объединенной контрольной комиссии миротворческих сил от Приднестровья Олега Белякова, это положение киевского заявления предусматривает изменение нынешней миротворческой операции «лишь в контексте приднестровского урегулирования, то есть на основе справедливого, гарантированного статуса Приднестровья». Главным в документе он назвал тезис о равноправии сторон конфликта, что не позволит Кишиневу диктовать Тирасполю свои условия.
Что имела в виду Москва, представители конфликтующих сторон смогут выяснить у прибывшего накануне в Молдавию нового представителя российского МИДа на переговорах по Приднестровью Сергея Губарева. Позицию Киева молдавская делегация уточнит в ходе двусторонних консультаций, намеченных на 20--21 мая в украинской столице.
Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев