|
|
N°85, 20 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сравнению не подлежат
Генеральная Ассамблея ООН, напомню, объявила 2003 год Годом киргизской государственности, корни которой прослеживаются начиная со второго века до нашей эры. После развала СССР Киргизия прошла тяжелейший путь становления. В ней возникла новая, демократическая в своей основе политическая система, адекватная реалиям времени. Устойчиво развивалась экономика. Более благополучной становилась социальная сфера. Высокий авторитет у республики сложился в мировом сообществе. Киргизия стала членом ООН и других международных организаций, установила дипломатические отношения с большинством стран мира. Она приобрела имидж «островка демократии» в регионе. Первый президент Киргизии академик Аскар Акаев последовательно и неуклонно добивался позитивных перемен внутри страны и в международных отношениях.
В марте 2005 года, когда возникшая в недрах демократии оппозиция организовала «тюльпановую революцию», Акаев не стал цепляться за власть и не пролил ни капли крови соотечественников. Его свержение не имело никакого отношения к «борьбе демократии с диктатурой», а было просто результатом захвата власти со стороны политических авантюристов с использованием технологии цветных революций и опорой на криминальные силы, то есть результатом заурядного государственного переворота. Он нашел достойное применение своим способностям и таланту, продолжая научную деятельность на высоком международном уровне. У него изданы серьезные книги, им выполнены интересные экономические исследования и работы в области математического моделирования. В поисках пути к власти лидеры «тюльпановой оппозиции» применили методы лживых обвинений, масштабной травли и преследования бывшего президента, опасаясь его влияния и возможного возвращения домой. Кампания, порожденная страхом, набирала обороты. Но построенное на песке недолговечно, обвинения рассыпались, «незаконно нажитого» имущества Акаевых нигде не обнаружилось -- ни в республике, ни за рубежом.
Однако «тюльпановый» преемник Акаева новый президент Бакиев, устраивая гонения на своего предшественника по известным трафаретным и околополитическим стандартам, учитывающим особенности восприимчивого общественного сознания, сам попал в опалу. С той разницей, что грабли в данном случае оказались не надуманными, а «всамделишными», настоящими. Посеешь ветер -- пожнешь бурю. В данном случае не приходится сравнивать эти две фигуры из-за существенной разницы масштабов личностей, из-за разных векторов, разной направленности их усилий: в одном случае -- на становление Киргизии, в другом -- на укрепление своих собственных позиций любой ценой вплоть до кровавых жертв.
Мне, прожившему в Киргизии немало лет, имеющему там много друзей, уважающему и любящему этот трудолюбивый, добрый, гостеприимный и отзывчивый народ, хотелось бы верить, что государственность Киргизии не будет сломлена или поколеблена и страна не станет плацдармом для ушлых террористов всех мастей. У Киргизии есть достойные сыновья, способные работать на ее благо. Акаев, по моему убеждению, один из них.
Алексей ФРИДМАН, директор Института физики стохастических структур РНЦ «Курчатовский институт», лауреат Госпремии СССР, дважды л