Время новостей
     N°85, 20 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2010
Недоверие, коррупция, терроризм
Дмитрий Медведев и правозащитники посвятили свою встречу Северному Кавказу
Взрывы на Северном Кавказе и теракты в московском метро заставляют федеральные власти уделять проблемам этого региона самое пристальное внимание. Вчера этой теме было впервые полностью посвящено заседание президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества. Формат для обсуждения был выбран неслучайно. «Самое фундаментальное право человека -- это право на жизнь. Граждане на Северном Кавказе и в стране в целом продолжают подвергаться нападению террористов», -- заявил президент Дмитрий Медведев, открывая заседание.

В январе этого года был создан новый федеральный округ -- Северо-Кавказский, что подчеркивает необычный статус региона. «Особую тревогу вызывает выпадение региона из общего пространства», -- заявила председатель совета по гражданскому обществу Элла Панфилова. «Давайте смотреть открытыми глазами. Я не идеализирую то, что мы имеем. Но говоря о выпадении, я не считаю, что этот процесс усилился. Вспомните 90-е годы. У нас вообще не было власти. Нигде -- ни на Северном Кавказе, ни в стране в целом», -- постарался продемонстрировать тенденции президент.

Тем не менее приведенная им статистика выглядела совсем не вдохновляющей. По данным МВД, сообщил президент, в 2009 году на территории Северного Кавказа совершено 544 преступления террористического характера. На жизнь сотрудников правоохранительных органов было совершено более 750 покушений, 235 из них погибли, 686 получили ранения. За последние 12 лет погибло 20 мусульманских священнослужителей, шесть из них получили ранения. За период с 2008 по 2010 год убито более десяти известных журналистов и правозащитников.

Главные проблемы региона -- крайне низкий даже по непритязательным российским меркам уровень жизни, безработица, коррупция и, конечно, терроризм. Официальный уровень безработицы в регионе составляет порядка 800 тыс. человек, или 20% от трудоспособного населения. Как известно, у российских властей есть масштабные планы по созданию новых рабочих мест, разного рода туристических кластеров, программ самозанятости. Власти готовы все это финансировать, да и не только это. «По моему поручению разрабатывается стратегия молодежной политики на Северном Кавказе. Нужно приличное финансирование», -- заявил президент.

Но на пути бюджетных вложений в улучшение ситуации в регионе стоит тотальная коррупция. Какой смысл увеличивать финансирование, если деньги разворовываются по пути к адресату. «Коррупция -- это везде преступление, но только на Северном Кавказе она приобрела угрожающий характер. Она угрожает национальной безопасности, ослабляет государственные и социальные институты, и, к сожалению, по сути коррупция в этом регионе является фактом прямого пособничества сепаратистам и убийцам, которые творят свои дела в Северо-Кавказском округе», -- отметил президент.

Элла Памфилова оценивает ситуацию еще жестче. Выделяемые федеральные средства не доходят до адресатов, растворяясь по пути. Местная элита использует боевиков как наемных киллеров в борьбе за привлекательные должности. При этом нет такой должности, начиная с главы поселкового совета и заканчивая республиканским правительством, которую нельзя было бы получить за деньги. Милиционеры платят дань боевикам в обмен на гарантии собственной безопасности. Федеральный запрет на выдачу тел убитых боевиков породил новый страшный бизнес. Как рассказала г-жа Памфилова, правоохранительные органы продают родственникам тела убитых, фотографии из материалов дела и информацию о местах захоронения.

«Ваххабиты или те, от кого хотя бы малейший запах ваххабизма, будут уничтожаться в Чечне. Они должны либо привести домой своих детей-ублюдков, чтобы их посадить, либо убить. Мы даже не будем их задерживать, сажать, то есть поступать с ними по закону, а просто убивать их на месте. После этого не позволим произносить даже их имен», -- привела слова мэра Грозного Муслима Хучиева глава организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Правда, правозащитники из Чечни заступились за руководителей республики. «Я сам лично неоднократно давал показания по этому поводу, имея какие-то взаимоотношения с покойной Натальей Эстемировой. Причем никто меня не преследует, я никакого отношения к клану Кадыровых не имею. Географически родом я совсем из другой части республики», -- сказал глава организации «Ламан аз» («Голос гор») Адлан Динаев, который также является председателем совета при администрации мэрии города по оказанию содействия защите прав и свобод человека и гражданина.

В таких условиях трудно надеяться на доверие населения к властям, но особенно остро проблема стоит в отношении судов. «Суды на Северном Кавказе себя полностью дискредитировали», -- заявила Элла Памфилова.

Эта оценка заслужила резкую отповедь главы государства. «Я категорически против таких фраз, потому что за этим развал правовой системы и абсолютное неуважение к суду. Да, среди судей есть люди, которые взятки берут, люди, которые боятся принимать решения. Но как только мы говорим о том, что они себя дискредитировали, выход какой? Разогнать суды, новые набрать? Это уже у нас было в 1917 году. Поэтому в этом плане я просил бы всех быть максимально корректными, какие бы суды ни были -- это наши суды, и мы обязаны исполнять их решения», -- заявил он.

В связи с ситуацией на Кавказе Дмитрий Медведев также выделил и межнациональные проблемы, которые затрагивают не только этот, но и другие регионы страны. «Среди проблем -- недоверие, с которым сталкиваются выходцы с Кавказа в других регионах России. Но есть и обратная проблема -- отток русских из республик Северного Кавказа, который тоже стал отдельной серьезнейшей проблемой, мешающей полноценному экономическому развитию», -- заявил г-н Медведев.

Президент поддержал предложение г-жи Памфиловой по созданию в республиках советов старейшин, хотя не откликнулся на идею создания форума авторитетных общественных организаций и проведения горячих линий, чтобы жители региона могли откровенно говорить о нарушениях закона правоохранительными органами, судами и органами власти. Однако возникла идея организации общественного совета при президентском полпреде (в данном случае г-не Хлопонине) -- в таком совете могли бы напрямую общаться между собой представители общественных организаций, региональных властей и правоохранительных органов.

Вера СИТНИНА