|
|
N°83, 18 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стрела улетает из сказки
«Робин Гуд» Ридли Скотта на московских экранах
Впервые в качестве киногероя Робин Гуд заявил о себе (тогда еще, правда, черно-бело и безмолвно) в 1912 году в англо-американской короткометражке с Робертом Фрейзером в заглавной роли. И с этого момента количество картин о благородном разбойнике из Шервудского леса перевалило далеко за сотню: им успели побывать американцы Дуглас Фербенкс и Эррол Флинн («Приключения Робин Гуда» с его участием выдвигались на «Оскара» как лучший фильм 1938 года), англичанин Майкл Прайед и ирландец Патрик Берджин, японец Такаги Сипеи и финн Веса Матти-Лоури, итальянец Серджио Кьяни и турок Алп Кирсан, наши Николай Сахаров и Борис Хмельницкий; кроме того, в разное время его играли Фрэнк Синатра, Шон Коннери и Кевин Костнер, коверные из труппы Летающего цирка Монти Пайтона Эрик Айдл и Джон Клиз, в диснеевском мультфильме он был говорящим лисом, а в анимационном сериале «Ракета Робин Гуда» -- астронавтом из 3000 года; не обошлось, понятное дело, без пародийных и порнографических версий. Кажется, ничего нового придумать уже в принципе невозможно, хотя, например, абсолютно безукоризненным мог, пожалуй, выйти фильм с участием пикового состава группировки «Ленинград», где Робином был бы Сергей Шнуров, братом Туком -- Александр «Пузо» Попов, а Крошкой Джоном -- Стас Барецкий... впрочем, это уже далеко за гранью даже самой ненаучной фантастики.
Однако сверхновый Робин Гуд в версии заслуженного деятеля искусств Ридли Скотта все-таки сумел попасть в яблочко: он уверенно свернул на тропу, проторенную в новом миллениуме Джеймсом Бондом и Бэтменом: вместо ни к чему особо не обязывающих бесшабашных приключений бал тут правит вполне серьезная и предельно реалистичная (насколько это позволяют возрастные ограничения) драма. Да и собственно имя «Робин Гуд» поминается в фильме лишь под занавес: до того момента главный герой -- это Робин Лонгстрайд (Рассел Кроу), вернувшийся на родину лучник из числа крестоносцев Ричарда Львиное Сердце (Дэнни Хьюстон). По пути домой Робин сворачивает в Ноттингем, чтобы отдать сэру Уолтеру Локсли (Макс фон Сюдов) меч его погибшего сына Роберта (Даглас Ходж). Несколько неожиданно, но вполне логично по меркам XII века Локсли-старший призывает Робина остаться в его поместье на правах потерянного наследника, а также и супруга леди Марион (Кейт Бланшетт). А тем временем Англию нешуточно лихорадит: на престол должен вот-вот взойти принц Иоанн (Оскар Айзек), женившийся на французской принцессе Изабелле (Лиа Сейду), чаемую многими хартию вольностей все никак не подпишут, а обнаглевшие норманны при посредстве вероломного Годфри (Марк Стронг) совершают опустошительные набеги на мирных селян. Поэтому Лонгстрайду приходится сначала под именем Локсли вступить в борьбу с захватчиками, а потом, убедившись в полном несоответствии новоявленного короля занимаемой должности, уйти с компанией соратников в пресловутый Шервудский лес -- и стать наконец-то Робин Гудом всего за несколько минут до того, как на экране возникнет надпись «Так начиналась легенда» и поползут финальные титры.
Довольно быстро становится ясно, что, снимая своего рода приквел к некоему несуществующему (возможно, пока что -- разговоры о продолжении уже пошли) настоящему «Робин Гуду», Скотт менее всего интересовался хрестоматийной историей из народных баллад. Зато сей опус практически идеально вписывается в череду его же собственных исторических боевиков, к которым режиссер то и дело возвращался две последние пятилетки -- «1492: Завоевание рая» (про открытие Америки), «Гладиатор» (про расцвет Римской империи), «Царство небесное» (про Крестовые походы). Снова закрывающие небо тучи стрел, осада неприступных крепостных стен, разлетающиеся в разные стороны комья вполне аутентичной грязи, и прочие «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ». И все в общем-то в ту же примерно силу, что предполагалось. «Робин Гуд» -- в высшей степени качественный эпик, впечатляющий спецэффектным размахом, более чем недурно сыгранный и в кои-то веки (как минимум в случае Ридли Скотта) расцвеченный на редкость симпатичным, практически чосеровским юмором. Но все-таки фильм этот способен, пожалуй, восхитить, но никак не парализовать воображение. Ему можно искренне аплодировать в финале, однако желание переживать эти два часа снова и снова вряд ли возникнет. И уж тем более нынешним «детям, не знавшим битв» не придет в голову играть в персонажа Рассела Кроу. Ей-богу, даже диснеевский лис подходит в качестве ролевой модели куда лучше. Воистину старый лук лучше новых двух.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ