|
|
N°82, 17 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русское поле
Заявка России на проведение чемпионата мира по футболу 2018 или 2022 года оправданна независимо от того, получим ли мы такое право от ФИФА. И тем более независимо от того, удастся ли реализовать кажущуюся сегодня ненаучной фантастикой задачу выиграть чемпионат мира-2018, которую ставит перед нашей сборной новое руководство Российского футбольного союза.
Единственный и главный смысл нашей заявки -- инфраструктурный рывок российского футбола. Содержащееся в заявке обещание построить 16 современных стадионов, реконструировать аэропорты в городах, где состоятся матчи, и проложить соединяющие эти города скоростные железные дороги, при всех опасениях, что эти планы превратятся по обыкновению в грандиозный распил денег чиновниками, -- вот для чего нам стоит бороться за право провести первенство мира. Побеждать в этой борьбе необязательно, но обязательно надо построить те самые современные стадионы, скоростные железные дороги и улучшить аэропорты.
Среди первой двадцатки мировых сборных в рейтинге ФИФА, попадание в которую наряду с третьим местом на «Евро-2008» стало главным достижением Гуса Хиддинка на посту наставника нашей национальной команды, Россия имеет едва ли не худшие футбольные поля. Не случайно футболисты и болельщики прозвали большинство наших стадионов «огородами»-- причем проблема не только в климате, который объективно затрудняет появление качественных естественных футбольных газонов на значительной части территории России. Искусственные газоны, которые у нас начали появляться, -- тоже, мягко говоря, не образцово-показательный вариант футбольного поля. На них и отскок мяча другой, и угроза травм возрастает.
Даже в премьер-лиге достаточно качественный и современный стадион имеет, пожалуй, лишь московский «Локомотив». А скверное состояние поля на стадионе двукратного чемпиона России казанского «Рубина» стало притчей во языцех. Нет по-настоящему современных стадионов ни у самого богатого клуба страны -- питерского «Зенита», ни у «народной команды» -- столичного «Спартака». Московское «Динамо» из-за реконструкции старенького стадиона в Петровском парке вынуждена играть в Химках -- вроде бы на новой арене, но ее можно считать современной лишь по внутрироссийским, а не по международным меркам. А уж о таком стадионе, который имеет, скажем, донецкий «Шахтер», наши клубы могут только мечтать. Вообще желание сделать как можно больше городов полноценными футбольными территориями очень разумно. Только нужен формальный толчок. Вот, например, дали Ростову право впервые провести финал Кубка России, и на местном стадионе «Олимп-2» наконец заменили старое табло новым.
Конечно, жестко связывать уровень футбола в стране с состоянием футбольных полей нельзя. Есть великие футбольные державы, где стадионы даже ведущих команд тоже не сильно отличаются от наших «огородов». Например, Аргентина. Но все-таки подавляющее большинство стран -- лидеров мирового футбола имеют большое количество качественных газонов, причем на школьном уровне и уровне команд низших дивизионов, не говоря уже о ведущих клубах. К тому же климатически Россия не Аргентина. И наше инфраструктурное отставание не наверстать возможностью почти круглый год играть на открытом воздухе.
Располагая достаточно большими финансовыми ресурсами, Россия только начинает вкладываться в развитие устаревшей спортивной инфраструктуры. О способностях наших властей организовывать качественное строительство современных спортивных объектов мы сможем судить совсем скоро по зимней Олимпиаде в Сочи. Но в нашей кампании за право провести чемпионат мира есть существенные отличия от сочинской истории.
Во-первых, в случае с Олимпиадой речь шла об одном городе и прилегающих окрестностях, а под возможный будущий чемпионат мира мы готовы развить футбольное хозяйство в полутора десятках городов. Во-вторых, выходящий за рамки спорта и абстрактных разговоров о престиже Олимпиады смысл проведения Игр в Сочи заключается в том, чтобы сделать главный российский курорт полноценным и круглогодичным. А борьба России за право принимать у себя чемпионат мира по футболу имеет прежде всего сугубо футбольное значение: стране с нашими финансовыми возможностями и амбициями просто стыдно иметь такие стадионы. Вот только если нам чемпионат мира ни 2018 году, ни в 2022-м не дадут, это не должно быть предлогом для сворачивания масштабных проектов строительства новых футбольных полей. Хватит уже гонять мяч на «огородах».
Семен Новопрудский