Время новостей
     N°81, 14 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2010
Кнут для пряников
Технический регламент на кондитерскую продукцию ко второму чтению стал слаще для крупного бизнеса
В плане работы Госдумы на май этого года стоит рассмотрение во втором чтении проекта технического регламента на кондитерскую продукцию. Профильный думский комитет по аграрным вопросам одобрил второй вариант регламента. По части отнесения сладостей и различной выпечки к тем или иным видам кондитерских изделий он мягче первоначального варианта. Зато требования к микробиологической безопасности продукции стали более обширными. В некоммерческом партнерстве ОПОРА опасаются, что новый технический регламент будет использован крупными производителями для борьбы с растущей конкуренцией со стороны малого и среднего бизнеса.

У технического регламента на кондитерские изделия очень несладкая судьба. Он был внесен в Госдуму в сентябре 2007 года. Только через год депутаты приняли его в первом чтении. Вариант для второго чтения был подготовлен в феврале этого года и сразу же отправлен для получения заключения правительства, хотя к этому времени кабинет министров прислал уже два отзыва на законопроект. Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Виталий Тарасов объясняет такую медлительность тем, что не было опыта подготовки пищевых регламентов. До сих пор приняты техрегламенты только на молоко и соки. «Никто толком не знал, как это делать», -- признается представитель организации, взявшейся за разработку документа. По его словам, дело сдвинулось только после того, как представители кондитеров «поработали со специалистами администрации президента».

Важность отрасли заключается не столько в ее экономических параметрах (в год по стране кондитерских изделий производится на 100 млрд руб., что не превышает 0,3% ВВП), сколько в широте круга потребителей. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «конечными потребителями кондитерской продукции являются более 100 млн человек (в том числе дети и диабетики)». И это наверняка скромная оценка, так как вряд ли свыше 40 млн россиян полностью игнорируют продукцию кондитеров.

Но в числе целей документа называется не только обеспечение безопасности потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение. Разработчики хотели бы добиться «снижения стоимости продукции и роста ее потребления». Для этого предполагается «ликвидировать необоснованные административные барьеры (избыточное ведомственное нормирование, контроль, обязательную сертификацию)» и «снять ограничения для технического прогресса в производстве кондитерских изделий и нововведений».

«Стояла задача свести вместе, в одном техническом регламенте показатели безопасности продукции из разных стандартов», -- поясняет г-н Тарасов смысл появления документа. Кроме того, впервые были «четко прописаны идентификационные признаки разных видов кондитерской продукции». Действительно, как можно понять из переписки между Белым домом и Охотным рядом, по настойчивой просьбе правительства разработчики разъяснили, например, что они понимают под термином «вафля». Оказалось, что это «мучное кондитерское изделие, массовая доля влаги в котором должна составлять не более 5%». В первоначальном варианте регламента под вафлей понималось «мучное кондитерское изделие из вафельных листов». При этом и в "вафле", и в "вафельных листах" массовая доля влаги не должна была превышать более 3%. И было непонятно, чем тогда они друг от друга отличаются. Кроме шоколада, у нас на прилавках могут появиться и «заменители шоколада», в которых содержание какао-продуктов будет менее 35%.

Признаки отнесения кондитерской продукции к тому или иному виду изделий основные претензии вызвали у представителей малого и среднего бизнеса. Несмотря на то что ко второму чтению требования к составу карамели, печенья, вафель, пряничных изделий и пряников (это те же пряничные изделия, но без имитаторов пряностей и меда) или шоколадной глазури были несколько смягчены, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров, член президиума НП "ОПОРА" Юрий Кацнельсон усматривает за установленными рамками проявление нечестной конкурентной борьбы. «Если продукция, выпускаемая малым предприятием, не подходит по этому техническому регламенту под название нуга или карамель, это не значит, что она опасна для потребителей. За безопасностью продукции у нас следит «Роспотребнадзор», и его полномочия новый техрегламент никак не меняет. Ответственность же за нанесение вреда и даже за введение в заблуждение потребителя прописана в действующем административном законодательстве», -- поясняет специалист.

«Кондитер -- это творец, -- поясняет необходимость большей свободы для производителей г-н Кацнельсон. -- У нас на последний традиционный праздник хлеба индивидуальный предприниматель из Ульяновской области привезла такие потрясающие мини-эклеры, которые не сравнить с производимыми поточно. Теперь ей потребуется энное количество бумаг, это дополнительная финансовая нагрузка, продукция у нее станет дороже, и она окажется неконкурентоспособной. Для нее это будет путь к разорению. За разговорами о том, что новый технический регламент наведет какой-то порядок, кроется конкурентная борьба с небольшими предприятиями», -- убежден кондитер.

В новом регламенте представители малого бизнеса обнаружили и коррупционную начинку. «Документ дает возможность неким контрольным органам (не будем показывать пальцем, кто здесь рыжий) получать мзду. Нарушил букву регламента, и все -- штраф, тюрьма. Раз предприниматель экономически не потянет выполнение новых требований, то ему проще дать взятку, -- уверен Юрий Кацнельсон. -- Наша позиция заключается в том, что такой регламент должен быть для крупных кондитерских фабрик. У них есть мощные ассортиментные лаборатории. Каждое предприятие малого бизнеса не может держать у себя лабораторию. И так у них большие удельные издержки на объем выпуска продукции».

Между тем Виталий Тарасов из Ассоциации предприятий кондитерской промышленности убежден, что выполнение требований нового регламента не потребует от производителей дополнительных расходов. И это вызывает сомнения. Например, к тем же вафлям с начинками и вафельным тортам по ряду микробиологических показателей безопасности новый техрегламент ужесточает требования на порядок. Для обычных тортов и других изделий с начинками кроме ужесточения по существовавшим показателям вводится еще один дополнительный -- по золотистому стафилококку. Проведена более подробная дифференциация продуктов по группам, безопасность которых определяется по разным параметрам. Как минимум это потребует дополнительных расходов на лабораторные исследования, а возможно, изменения рецептуры и технологии производства многих продуктов.

Не удержавшись, авторы законопроекта в пояснительной записке высказали свои самые сокровенные антиконкурентные пожелания, никак не относящиеся к проблемам, решаемым новым законом. Хотя доля импорта пока не превышает 10% потребляемых в стране сладостей, разработчики в числе наиболее эффективных мер защиты интересов отечественных производителей назвали «устранение импортных пошлин на сырье и установление соответствующих защитных пошлин на готовую продукцию». При этом они ссылаются на европейский опыт, где кондитеры защищены импортными пошлинами в 40--60%. У нас они находятся в пределах 15% от стоимости товара.

Андрей СУСАРОВ