Россия и Турция продолжают обсуждать перспективы участия в трубопроводном проекте Самсун--Джейхан.
Во время визита в Анкару президента России Дмитрия Медведева был подписан меморандум об обеспечении безопасности транспортировки нефти из Черноморского региона. Как отмечают эксперты, документ имеет общий характер и свидетельствует, скорее, о политическом характере вопроса, а конкретные условия стороны еще будут обсуждать. При этом в российском правительстве по-прежнему поддерживают идею объединить в консорциум альтернативные трубопроводы Самсун--Джейхан и Бургас--Алексдруполис.
Подписав меморандум, главы государств ограничились самыми общими характеристиками. «Мы договорились о том, что будем активно развивать, включая возможность строительства нефтеперерабатывающего завода и организацию впоследствии совместного сбыта готовой продукции», -- заявил г-н Медведев. Глава турецкого правительства Реджеп Эрдоган в свою очередь отметил: «Турция придает нефтепроводу важное значение, потому что, разгружая черноморские проливы, мы вносим свой вклад в охрану окружающей среды».
В 2005 году 50% в проекте Самсун--Джейхан приобрела итальянская Eni c прицелом на экспорт нефти с крупного месторождения «Кашаган», оператором которого она является. Строительство началось только в этом году, трубу протяженностью 555 км планируется уложить параллельно существующим транспортным магистралям, в частности вдоль трассы Баку--Тбилиси--Джейхан. Как заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК, стоимость проекта оценивается в 3 млрд долларов.
Главная проблема проекта -- отсутствие гарантий загрузки нефтью. Пропускная способность трубопровода на первом этапе должна составить 1 млн баррелей в сутки с возможностью расширения до 1,5 млн. По словам главы Eni Паоло Скарони, в ближайшие десять лет каспийский регион будет давать 2 млн баррелей нефти в сутки (в дополнение к нынешним 2,4 млн). Об интересе России к этому проекту стало известно в октябре прошлого года, во время визита в Турцию премьер-министра Владимира Путина. Тогда правительственная делегация, в состав которой входили главы «Роснефти» и «Транснефти», вместе со своими турецкими и итальянскими коллегами подписали совместное заявление по проекту трубопровода из порта Самсун, расположенного на черноморском побережье Турции, в порт Джейхан на средиземном побережье.
Этот документ стороны назвали меморандумом о намерениях. Г-н Сечин заявил тогда, что ресурсной базой трубопровода может стать нефть Черного и Каспийского морей, а также какая-то часть сырья, отгружаемая из Новороссийска. При этом он не исключил, что в проект войдет ЛУКОЙЛ, который в конце апреля нынешнего года начал добычу на Каспии.
Между тем судьба проекта Самсун--Джейхан напрямую зависит от трубопровода Бургас--Александруполис, в котором нашу страну представляет «Транснефть». Этот нефтепровод, строительство которого было согласовано еще в 2007 году, также призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Однако все это время болгарское правительство не может договориться с Россией об условиях его реализации. Как заявил вчера глава Минэнерго Сергей Шматко, реализация проекта Бургас--Александруполис практически остановлена. «Как только болгарское правительство продемонстрирует готовность работать над проектом и предпримет практические шаги, мы со своей стороны предложим обсудить объединение этих двух проектов», -- сказал г-н Шматко. Но окончательно отказываться от трубопровода Бургас--Александруполис в пользу Самсуна--Джейхана в российском правительстве пока не намерены. По словам г-на Шматко, два проекта могут реализовываться вместе «в форме консорциума»: «Будем предлагать и обсуждать, такие планы были изначально, но пока объединять нечего».
У экспертов к такому варианту много вопросов. «Абсолютно не ясно, откуда Россия возьмет нефть для двух проектов. Есть нефть Каспия, которая должна направляться в КТК, скоро будет построена вторая очередь БТС, и перспективы заполнить сразу две трубы призрачны», -- полагает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Между тем аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает, что в конце концов Москва выберет лишь один проект: «Наше правительство вряд ли готово поставить крест на Бургасе--Александруполисе, который получится дешевле Самсуна--Джейхана, с которым никакой ясности тоже нет. Обсуждение планов по строительству трубопроводов, возможно, просто способ давления на разные стороны, чтобы добиться приемлемых условий».