|
|
N°80, 13 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семь кругов клада
«Сокровище» на московских экранах
Кларисса Джонс (Габури Сидибе), которую все называют по второму имени просто Пришес, что значит «сокровище», максимально далека от привычного образа среднестатистической 16-летней школьницы -- даже по меркам Гарлема образца 1987 года. Чернокожая, страдающая тяжелой формой ожирения, практически не умеющая читать и писать, заторможенная обладательница неприятного крякающего голоса и тяжелой руки (в последнем мог убедиться не один ее обидчик), Пришес по мере сил нянчит собственную дочурку-дауна по имени Монго (сокращенно от Монголоида) и довольно скоро готова разродиться очередным отпрыском, отцом которого, как и в случае с Монго, является ее собственный отец, недавно ушедший из семьи. Бабушка приходит в дом для отвода государственных глаз только в те дни, когда обиталище семейства Джонс навещают из собеса, безработная мать (Мо'Ник) целыми днями просиживает диван у телевизора и несет дочь на чем свет стоит. Так как, по ее мнению, Пришес не должна забивать себе голову всякой ерундой вроде школы (где и вправду сложно научиться чему-нибудь путному -- во всяком случае, единственный вопрос, который вызывает в классе, где учится Пришес, пресловутый лес рук: "Кто не сделал домашнюю работу?"), никогда и ни по какому поводу не верить "белым свиньям" и всецело сосредоточиться на получении пособия по безработице. Девушка тем временем мечтает о том, чтобы появиться на обложке модного журнала и заиметь бойфренда-блондина (фантазии Пришес явлены на экране в самых разных видах -- то телевизионной светской хроники с красным ковром и вспышками фотокамер, то видеоклипа находящегося на пике расцвета MTV, а то и вообще черно-белой неореалистической драмы с субтитрами -- по телевизору мелькает фрагмент «Двух женщин» Витторио де Сики). Но в какой-то момент она решает поступить по-своему и записывается в спецпрограмму для трудных подростков, где на нее впервые смотрят как на человека, даже не получив внятного ответа на вопрос: «А что ты умеешь делать по-настоящему хорошо?». Первыми словами, которые Пришес сумела прочитать самостоятельно, были «мир на земле». Потом она начинает вести дневник, в котором размышляет о том, «почему люди, которых я едва знаю, относятся ко мне лучше, чем собственные мать с отцом», совершает экскурсию в исторический музей, где кроме прочего впервые слышит запись знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» о равноправии и достоинстве, а в конце концов получает премию от мэрии как лучшая ученица. И начинает новую жизнь, в которой может забыть о прошлом и разговаривать во весь свой пусть не самый приятный на слух, но абсолютно самостоятельный голос...
В середине 90-х, когда на передний план пугающе всеохватно вышло понятие «политическая корректность», была распространена не самая остроумная, но довольно точная шутка: для того чтобы со стопроцентной гарантией получить «Оскара», нужно сыграть ВИЧ-инфицированную чернокожую лесбиянку на деревянной ноге. И, в общем, неудивительно, что лента с такой главной героиней, как в «Сокровище», была выдвинута на соискание аж шести премий американской киноакадемии (в том числе и как лучший фильм года) и в результате получила две -- за лучшую женскую роль второго плана (Mo'Ник, ставшая всего лишь пятой афроамериканкой в истории, получившей «Оскара») и лучший сценарий-экранизацию (Джеффри Флетчер, адаптировавший для экрана ставший бестселлером и явно во многом биографический роман поэтессы по имени Сапфира). А также еще более полусотни кинематографических регалий, включая призы зрительских симпатий на фестивалях в Сан-Себастьяне, Торонто и на Гавайях, три основные награды «Сандэнса» и пять призов «Дух независимости». Все, казалось бы, предельно ясно: милость к падшим, внимание к социальным проблемам и видение идеальной актерской игры как умения достоверно изобразить метания деклассированной женщины, до дрожи ревнующей собственную дочь к своему мужу-кровосмесителю. Плюс к этому вроде бы смелый ход с привлечением звезд шоу-бизнеса на совершенно негламурные роли, этакий аналог благотворительной кампании (совершенно неузнаваемая поп-дива Мэрайя Кэри появляется в роли социального работника, а красавец Ленни Кравиц примеряет белый халат медбрата). В общем, неописуемый кошмар, ознакомиться с которым воочию вряд ли придет в голову мало-мальски вменяемому киноману. Однако в данном случае речь, как ни странно, идет о не то чтобы безоговорочно выдающемся, но на самом деле значительном фильме.
Режиссеру Ли Дэниэлсу (до сего момента известному разве что по недурному, но не более того триллеру «Бой с тенью» с Кьюбой Гудингом-младшим и Джозефом Гордоном-Левитом) удалось не только найти, но и сохранить без малого все два часа, пока идет фильм, какую-то очень сложно описываемую, но, пожалуй, единственно возможную интонацию, чтобы рассказать о жизни Пришес. В удивительно точных пропорциях смешаны физиологический очерк, исполненный непередаваемо восторженной брезгливости, драма о сложной женской доле, все та же политкорректность, понимаемая не только как социальная категория, но и отдельный жанр, тщательно воссозданная атмосфера Гарлема четвертьвековой давности да и много чего еще, в основном совершенно невыносимого по отдельности. Итог -- на самом деле один из интереснейших фильмов прошлого года, успех которого (помимо профессионального признания это еще и более чем весомые для независимого проекта кассовые сборы, в пять раз превысившие десятимиллионный бюджет только в Штатах) практически невозможно будет повторить, даже если в точности соблюсти используемую Дэниэлсом рецептуру.
И еще один небезынтересный нюанс. Помимо огромного количества прочих хит-парадов и рейтингов «Сокровище» попало и в «горячую восьмерку», составленную Квентином Тарантино по итогам прошлого киногода. В этом списке Пришес оказалась в одной компании с юной аутисткой Зен, безупречно владеющей восточными единоборствами (тайский «Шоколад» Прачи Пинкае) и девочкой-припевочкой Дженни, решившей во что бы то ни стало ускорить наступление взрослой жизни (английское «Воспитание чувств» Лоне Шерфиг). Мозг режиссера «Бесславных ублюдков», как известно, устроен таким образом, что с легкостью способен оперировать не только отдельными фильмами, но и целыми жанрами и направлениями, -- именно поэтому у него так удачно получается составлять всевозможные фестивальные ретроспективы. Так что заглавная героиня фильма Дэниэлса не стала исключением из явно подсознательно, но оттого не менее отчетливо прочувствованного Тарантино нового тренда: похоже, основным женским образом на сегодняшний день является непохожая на сверстниц несовершеннолетняя девочка, весьма своеобразно выстраивающая свои отношения с реальностью, данной ей более чем в непростых ощущениях.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ