|
|
N°80, 13 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Масштаб поменьше, задачи поконкретнее
Юбилейный фестиваль «Черешневый лес» рассказал о себе
В демонстрационном зале на первой линии ГУМа прошла пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля «Черешневый лес». Поскольку присутствовали все знаменитые творцы, чьи работы представлены на фестивале, начало пресс-конференции напоминало, что называется, photo-call поп-звезды мирового уровня. Первым в зале появились организатор и идейный вдохновитель фестиваля Михаил Куснирович и пианист Денис Мацуев. Оба, позируя, улыбались и отключали мобильные телефоны. В это время за столом с табличками и корзинками с черешней материализовывались Игорь Бутман, Филипп Янковский, Ингеборга Дапкунайте, Инна Чурикова и даже Олег Табаков. Как только эти достойные люди (члены попечительского совета фестиваля) попали в поле зрения фотографов, те бросились снимать их. Понятно: такого количества стопроцентных ньюсмейкеров в одном месте не каждый день встретишь.
Фестиваль -- ровесник века, в этом году проходит десятый раз. Г-н Куснирович так и сказал: «Двухтысячные закончились. Мы начинали на рубеже тысячелетия. Сейчас входим в новое десятилетие. Масштабы поменьше, но задачи поконкретнее». Куснирович отметил, что на рубеже тысячелетий конкурировать было не с кем: «Были только «Декабрьские вечера» -- и все». Сейчас фестивалей много, «большая культурная жизнь... в том числе «Крещендо» Дениса Мацуева», так что вышеупомянутые конкретные задачи -- соответствовать этой нашей бурной культурной жизни.
Все эти годы программа представляла собой причудливую смесь выставок, спектаклей, джазовых и классических концертов. Если просто читать программу, можно не понять, как это вообще все связано. Надо сходить на пару концертов-выставок, потолкаться в этой хорошо одетой тусе, принять шампанского под черешню в бумажном кулечке, чтобы прочувствовать. «Стиль наш -- это высокий китч», -- так это сформулировал вашему корреспонденту один из инсайдеров фестиваля.
Высокий китч -- это всегда актуально. Необязательно, впрочем, рассматривать фестиваль только как тусу приличных людей, глядящих на звезд. В этом году фестиваль проходит в мае и июне. В программе -- показ коллекции Жан-Поля Готье (который пожаловал лично и сегодня в полдень дал пресс-конференцию в том же ГУМе), концерт памяти Олега Янковского в Большом зале Консерватории, концерт Рода Стюарта в Кремле, ретропроект «Вечер советской оперетты» с Олегом Меньшиковым, ноу-хау-проект в виде показа в кинотеатре «Пионер» оперных фильмов («Кармен», «Аида» и т.д., снятые в Ла Скала). Из упомянутого высокого китча -- демонстрация во дворике Музея имени Пушкина бронзовой скульптуры «Ночной дозор»: сюжет одноименного полотна Рембрандта воплощен в многофигурной композиции скульпторами Александром Тартыновым и Михаилом Дроновым.
Из заметных музыкальных событий -- концерт рижского скрипача с мировым именем Гидона Кремера и его коллектива Kremerata Baltica. Особенность Kremerata в том, что они играют все: и старых классиков, и современных композиторов, известных и не очень, российских и зарубежных. Дискография Kremerata на лейбле Nonesuch -- это такая эклектика, где Моцарт может сочетаться с Шнитке, а Чайковский -- с Десятниковым. Кремер и его славный коллектив давно не играли в Москве. На концерте 31 мая в Белом зале Музея им. Пушкина коллектив исполнит эклектичную программу из «Лета» Вивальди (в обработке для виброфона и струнных), Ex-Contrario Гии Канчели (солисты -- Кремер и Татьяна Гринденко), Seasons digest («Времена года» Чайковского, переосмысленные Александром Раскатовым).
Игорь Бутман, отвечающий за джазовый контент, пообещал русскую классику американско-джазового разлива -- 24 мая в Доме музыки биг-бенд Бутмана с американскими солистами сыграет «Шахерезаду» Римского-Корсакова, трехчастную «Русскую фантазию» («Парафраз» Рахманинова, романсы «Ямщик, не гони лошадей» и «Очи черные»), а также некую «сюиту на темы Джона Колтрейна». Дирижировать будет Николай Левиновский, легенда советского джаз-рока, 20 лет назад перебравшийся в Штаты.
Александр БЕЛЯЕВ